В поисках золотой середины

Previous Entry Share Next Entry
Русский Львов: Иван Фёдоров и Ставропигийский институт
Церковь Новгорода
schelkunov

Несмотря на то, что сегодня Львов является центром украинской идентичности и национализма, в этом городе по-прежнему сохраняется то, что связывает его с другими частями Руси. Несколькими заметками я собираюсь немного раскрыть эту тему.



Одной из исторических персон, связывающих Львов и Москву, является известный русский первопечатник Иван Фёдоров. Прежде, чем рассказывать о том, как Фёдоров оказался во Львове и что там делал, небольшая предыстория.



Иван Фёдоров родился в первой четверти XVI века. Происхождение и место рождения его достоверно неизвестно. Существует несколько предположений относительно этого, но точно известно лишь то, что Иван считал своей родиной Москву и в своих автографах часто к имени добавлял, что он «Москвитин», «з Москвы».


2. Автограф Фёдорова (в ВКЛ и Польше он иногда подписывался Федорович), письмо на латинском языке саксонскому курфюрсту от 23 июля 1583 года.



Книгопечатание в Москве (и всём Русском государстве) началось в 1550-х годах с нескольких анонимных книг без выходных данных. Кто руководил этой первой типографией  точно неизвестно (вероятнее всего датчанин Ганс Миссенгейм), но полагают, что Фёдоров участвовал в её работе в качестве ученика. В 1563 году царь Иван Грозный основывает в столице государственный печатный двор, руководителем которого ставят дьякона одной из церквей Ивана Фёдорова. В работе ему помогает выходец из ныне белорусского города Мстиславля — Пётр Тимофеев Мстиславец. В 1564 году они выпускают первую точно датированную печатную книгу — «Апостол». Вскоре Фёдоров и Мстиславец печатают ещё два издания «Часовника».


Но затем у Фёдорова находятся в Москве завистники и недоброжелатели, которые обвиняют его в ереси и вынуждают покинуть родную сторону. Фёдоров и Мстиславец отправляются в Великое Княжество Литовское в город Заблудов (сейчас в Польше, под Белостоком). Там, при местном православном монастыре, типографию кириллического шрифта открывает великий гетман литовский Григорий Ходкевич. По приглашению Ходкевича ею руководят печатники из Москвы. В Заблудове в 1569 году ими было напечатано «Евангелие учительное». Затем Пётр Мстиславец уезжает в Вильну, чтобы печатать книги там, а Иван Фёдоров печатает ещё одну книгу в Заблудове. В это время ВКЛ и Польша объединяются в одно государство — Речь Посполитую, нарастает католическое давление и Ходкевичу (противнику унии с Польшей) приходится закрыть типографию, в которой печатают на кириллице. К тому же он уже стар и финансовые дела его идут всё хуже. Фёдорову Ходкевич предлагает заняться земледелием в деревеньке под Винницей, но тот отказывается, желая и дальше «духовные семена по вселенной рассеивать». И вот тогда Иван Фёдоров отправляется во Львов.


Во Львове, куда Иван Фёдоров приезжает в конце 1572 года, московский печатник решительно настроен на открытие типографии. Но на запуск «друкарни» («типография» по-украински, из польского) нужно много денег, найти которые Фёдорову было очень непросто. Богатые купцы ему в спонсировании отказывают. В конце концов несколько простых небогатых горожан, среди которых Семён Седляр да священник Онуфриевской церкви Леонтий, помогают ему и выделяют необходимые средства. У Семена Седляра, жившего на Подзамчье, Фёдоров и поселился на первое время.


3. Я осмотрел только небольшую часть Подзамче, возле Онуфриевского монастыря. Сейчас здесь проходит железная дорога — основной ход на Киев, от которого потом отходят линии на Ковель (Брест) и Одессу. Слева Подзамче, справа — Замковая гора (Высокий замок).



4. Вид в обратную сторону. Татарская улица.



5. Подземный переход под Татарской и «чугункой».



6. «Таинственные письмена» на одном из близлежащих зданий.



Когда необходимые деньги на открытие типографии были найдены, печатник снял помещение в доме бондаря Адама Торека, который находился в центре города на Краковской улице, совсем рядом с площадью Рынок. Здание, которое называлось «Кулганкивской каменицей», не сохранилось до наших дней. По расчётам историков оно находилось на месте современного здания по адресу ул. Краковская, 4.


Именно в этом доме, вероятнее всего, и была открыта львовская типография Ивана Фёдорова. 15 февраля 1574 года «москвитин» заканчивает здесь печать «Апостола», в целом повторяющего московское издание. Львовский «Апостол» 1574 года считается первой украинской точно датированной печатной книгой. Одновременно с «Апостолом» Фёдоров печатает и первый кириллический учебник грамоты — «Азбуку».


7. Краковская улица. Этот новострой, очевидно, будет иметь номер дома 6. А чётвертый дом следующий (я его не заснял).



8. Вид на на площадь Рынок и Краковскую улицу с другой стороны. Вдали виден дом №2 по Краковской (по правой стороне).



9. И вид на Краковскую сверху. Здесь есть тот самый строящийся дом, а ниже его (самый низ снимка слева) немного виден дом №4, на месте которого и находилось здание, в котором жил и печатал книги Фёдоров.



Вскоре после печати «Апостола» и «Азбуки», Иван Фёдоров сталкивается с финансовыми проблемами. От них его спасает князь Константин Острожский, который приглашает «друкаря» в Острог (ныне город Ровенской области) для управления новой типографией. В Остроге Фёдоров проводит весьма продуктивную работу: печатает несколько книг, а главное выпускает первое в истории полное издание Библии на церковнославянском языке — Острожскую Библию (1581). Но этот период жизни Ивана Фёдорова вне границ нашего рассказа.


Печатные станки и прочее оборудование львовской типографии были заложены еврею Израилю Якубовичу, у которого потом были выкуплены православным Львовским Успенским Ставропигийским братством. Братская типография размещалась в здании, сохранившемся в перестроенном виде до наших дней на улице Ивана Фёдорова (дом 9) в Старом городе.


10. Улица Фёдорова. Здание типографии — первое справа. В общем-то весь квартал справа принадлежал Успенскому братству.



11. Здание типографии братства и Ставропигийского института.



В русской и украинской википедиях ошибочно написано, что именно в этом здании Фёдоров напечатал первые во Львове книги. При этом упоминают, что здание построено в 1580-х годах (а первые книги были напечатаны, как известно, в 1574 году). Уже после возвращения домой я выяснил, что это ошибка. Мемориальная доска на здании, тем не менее, верная — печатные станки Фёдорова здесь действительно находились, но работал на них не знаменитый первопечатник.


12.



Долгое время в здании успешно действовала типография Успенского братства.  На протяжении 1591—1785 годов здесь вышло в свет 206 названий книг. В конце XVIII века братство было преобразовано в Ставропигийский институт — галицко-русское культурное учреждение, которое, примерно, с середины XIX века по своей культурно-политической ориентации было русофильским. Отсюда распространялись идеи единства русского народа (малорусов, великорусов и белорусов) и антипольскости. Украинская идея не принималась. В качестве рабочего языка сначала использовалось язычие (письменный язык, представлявший собой смесь народных галицких говоров и церковнославянского языка), а затем русский литературный язык. В круг единомышленников института входили преподаватели гимназий и университета, научные работники и литературные деятели, священники, зажиточные горожане и др. При Ставропигийском институте действовала типография, музей, архив и учительская семинария. После начала Первой мировой войны в 1914 году и репрессий австрийских властей против галицко-русского движения Ставропигийский институт был закрыт, а затем передан украинофилам. В 1924 году после тяжбы с украинофилами удалось добиться от польских властей решения о возвращении института. К 1929 году Старопигийский институт обновил церковь и типографию, но былой деятельности уже не развил. После присоединения Западной Украины к СССР в 1939 году Ставропигион был закрыт, как не отвечающий официальной идеологии.


Помимо Ставропигийского института в этом здании на ул. Фёдорова действовали и другие русофильские организации: «Галицко-русская матица», Секция русской молодёжи, Русский благотворительный комитет, Общество русских дам и другие. Сейчас в здании находится Ставропигийское высшее профессиональное училище, которое готовит печатников, а также парикмахеров, официантов, столяров, штукатуров и автослесарей. Юноша с «цигареткой» на фото выше, видимо, и есть учащийся этого заведения.


13. Строки и рисунки на боковом фасаде здания бывшего Ставропигийского института.



Но вернёмся к Ивану Фёдорову. После окончания работы над Острожской Библией печатник возвращается во Львов. В исторической науке преобладает версия, что он сделал это из-за разногласий с князем Острожским. Каких именно? Никто точно не знает. То ли из-за заигрываний Острожского с Ватиканом, то ли из-за дележа тиража Библии.


Так или иначе, осенью 1583 года Иван Фёдоров возвращается во Львов. Селится он в доме портного Антона Абрагамовича под горой Льва. Здесь он вскоре и умирает — в декабре 1583-го. Похоронили его на кладбище Онуфриевского монастыря на Подзамчье.


Православный монастырь святого Онуфрия впервые упоминается под 1453 годом. Каменная Онуфриевская церковь построена в 1550 году.


14. Улица Богдана Хмельницкого и монастырь св. Онуфрия.



В 1708 году обитель стала униатской, а с 1767 перешла во владение ордена базилиан. Просуществовал монастырь до 1946 года, когда был закрыт советскими властями.


15.



16. Церковь св. Онуфрия 1550 года. Неоднократно перестраивалась.



18.



17.



18. Башня-колокольня, 1681 год.



19. Памятная доска на башне.



На могилу Фёдорова положили каменное надгробие, которое сохранялось до конца XIX века. Правда, находилось оно не на самой могиле русского первопечатника — когда-то его перенесли с могилы в церковь и там застелили им пол под алтарём Богородицы. На камне значилось: «Іоанъ Федоровичъ друкарь москвитинъ, который своимъ тщаніємъ друкованіє занедбалоє обновилъ. Преставился въ Львове року АФПГ декамвріа Є. Друкарь книгъ предтымъ невиданыхъ«.


20. Старинные погребения возле храма. Где-то здесь похоронили Ивана Фёдорова, а потом и его сына.



21. Территория монастыря. Тут, похоже, также было кладбище.



22. Какой-то древний камень с надписью в стене храма (или башни, не помню точно).



22а.



В советское время на территории бывшего монастыря общежитие Львовского полиграфического техникума имени Ивана Федорова (видимо, нынешнее Ставропигийское училище на ул. Фёдорова). В начале 1970-х годов здесь открыли музей Фёдорова и установили памятник ему и его соратникам: Петру Мстиславцу и Андронику Невеже. Также возле музея находилась копия надгробия Фёдорова.


После распада СССР и образования независимой Украины монастырские постройки отдали униатам-базилианам, а музей закрыли. Согласно некоторым источникам, передача монастыря в руки униатов была скорее захватом.


Экспонаты музея, памятник и копия надгробия сейчас находятся во львовском музее искусства старинной украинской книги. Там я не побывал.


23. Двор монастыря.



24. Объявления при входе.



Возле здания Ставропигийского института на небольшой площади стоит памятник Ивану Фёдорову. У памятника — импровизированный книжный рынок.


25.



26. Вид с другого ракурса. На заднем плане башня Корнякта — колокольня Успенской церкви высотой 65,8 м. Строилась аккурат в то время, когда Иван Фёдоров работал во Львове над изданием «Апостола» и «Азбуки». Башня Корнякта и Успенская церковь также были частями комплекса Успенского Ставропигийского братства.



27. Слова Фёдорова из послесловия к «Апостолу» 1574 года на мемориальной доске у памятника.



28.  В основном здесь торгуют советской русскоязычной литературой.



29. Также можно купить старые грампластинки, медали и проч.



На этом всё, спасибо за внимание. Следующая статья о русском Львове будет посвящена печальной судьбе местного русского культурного центра.




(Пунктир)

  • 1

В остроге сейчас действует летняя школа по изучению арабского языка теперь , уже второй год как , ряд знакомых из московского РГГУ туда приглашены .

Спасибо за пост, нетрендовая тема освещена , тем и ценна .

Я , когда о Полоцке писал, был удивлён , когда найденная информация вела во Львов о первопечатниках


В Острог тоже хотелось бы съездить. Там рядом и Почаевская лавра, и другие интересности.

Мне вообще интересна тема первопечатников, тем более, она плотно связана и с родной Витебщиной (и восточной Белоруссией, вообще). Скорина, Мстиславец, Тяпинский -- выходцы из наших краёв.

Edited at 2017-08-13 10:01 am (UTC)

о Мстиславле хочу написать в ближайший месяц, не уверен, что в августе смогу, но постараюсь в сентябре ) там такие зимние и утреннее-туманные фотографии ))

А я там был летом три года назад. Но не очень хорошо посмотрел город. И в Пустынки не выбрался. Есть смысл съездить в те края ещё раз.

мне очень советовали Пустынки, но у меня была программа на один день с необходимостью вернуться в Кричев последним автобусом )

Мы (с девушкой) там посмотрели Кричев, Селец (Ануфриево) и Мстиславль. Автобус и автостоп с ночёвкой в палатке на территории РФ на берегу Сожа. А в Пустынки хотели пешком идти, но уже не осилили)

Люблю Львов. Он, как и Питер, настоящий. 4 года уже не был, и хрен его теперь знает, когда доведётся съездить :(

Да, он похож на Питер. Если есть знакомые на Украине, то попросите сделать приглашение.

Заграну нэма :(

какое то все запущенное и грязное, и эта вечная торговля на улицах... наши 90-е напоминает

Не удивлюсь, если на табличке сменят "Федоров" на "Федоровича". Теперь говорят, что Иван был белорусом.Успенская церковь давно принадлежит Украинской автокефальной...

Что есть, то есть.

выпускает первое в истории полное издание Библии на церковнославянском языке — Острожскую Библию - Он ее при жизни не успел выпустить полностью. После смерти ее доработали и издали уже монахи монастыря. Кстати мощи Федорова (скорее всего его) до сих пор так и неупокоены,и находятся в музее, т.к. когда в 90-х музей выезжал забрал мощи с собой. Но научной экспертизы все еще не провели, чтобы сказать, что это точно мощи федорова и предать их земле.

Спасибо за дополнение. Под мощами имеете в виду те останки двух человек, что были найдены при разборе в стены монастыря?

Вот двух человек не знаю, а мощи одного точно. Во всяком случае в научной передаче, которую я смотрел, речь шла об останках одного

  • 1
?

Log in

No account? Create an account