В поисках золотой середины

Previous Entry Share Next Entry
Лычаковское кладбище: польское, русское, украинское
Церковь Новгорода
schelkunov

Возвращаясь из Закарпатья, я ещё на один день заехал во Львов, чтобы попасть на Лычаковское кладбище — одно из старейших кладбищ Украины и, наверное, одно из самых красивых на территории постсоветского пространства. Постараюсь показать Лычаковский некрополь как можно более полно, включая и древние могилы 17-18 веков, и красоту надгробных памятников 19 века, кладбища польских повстанцев, русско-советскую сторону Лычаковского, и современные украинские мемориалы, где похоронены бойцы УПА, солдаты дивизии СС «Галичина», участники Майдана и войны на Донбассе.




Лычаковское кладбище существует с 16 века, но ещё в 13 веке тут хоронили жертв чумы. Официально оно открыто в 1786 году, когда австрийский император Иосиф II запретил хоронить покойников на кладбищах возле городских храмов. Тогда в предместьях Львова были открыты четыре кладбища, из которых до наших дней сохранился только некрополь Лычакова. Сейчас вход на Лычаковское кладбище находится на улице Мечникова.


2. Улица Мечникова. Большой автобус по левой стороне — с номерами Минской области, привёз экскурсантов из Беларуси. Это одна из двух машин с белорусскими номерами, которые я видел за две недели пребывания на Западной Украине.



3. Главный вход на кладбище.



4. Показывать Лычаковское начну с самых старинных его сохранившихся надгробий. Слева плита с захоронения 1675 года, справа 1789-го.



5. Надгробие могилы 1797 года с надписью на латыни. На Лычаковском также можно встретить надписи на польском, русском, украинском, румынском, греческом и др. языках. Это показывает этническую пестроту старого Львова.



6. Некоторые захоронения 19 века представляю без комментариев, просто как примеры мемориального искусства. В основном это могилы львовских поляков.



7.



8. Надмогилье львовского архиепископа армянской церкви Самуила Кирилла Стефановича (ум. 1858).



9.



10. Помимо обычных могил и небольших склепов на кладбище есть несколкьо часовен-усыпальниц.



11. Здесь похоронен Франц Мазох (ум. 1845) — профессор медицины, ректор Львовского университета. Его внук Леопольд, родившийся во Львове, стал известным австрийским писателем. В его книгах так часто возникала тема издевательства деспотической женщины над слабым мужчиной, который получал от этого удовольствие, что фамилия писателя послужила названием сексуального отклонения — мазохизма.



12.



13.



14.



15. Могила Юлиана Ордона (ум. 1887) — одного из известных участников польского восстания 1831 года. Так упорно защищал Варшаву от русских войск, что стал героем поэмы Адама Мицкевича.



16.



17. Кладбище участников восстания 1831 года.



18. Белый орёл — символ Польши.



19. На могилах однотипные металлические кресты. В польских восстаниях обычно участвовала горячая патриотическая молодёжь, которая потом жила ещё много лет.



20. Несколько раз видел белок.



21. Мемориал, посвящённый другому польскому восстанию — 1863-64 гг. Расположен на небольшом насыпном(?) холме в глубине кладбища, так называемой, горке повстанцев 1863 года. Центральный объект со скульптурой повстанца и мемориальными плитами. За ним могилы с типовыми крестами.



22. На плитах имена известных повстанцев (не только здесь похороненных), последним там значится «Kalinowski Konstanty». Как видите, место посещают не только поляки, но и литовцы, и белорусские националисты.



23. В целом здесь всё пропитано духом Польши, что абсолютно естественно.



24. Самым большим и капитальным польским мемориалом Лычаковского кладбища является «Кладбище львовских орлят». Здесь похоронены поляки, порой подростки, которые погибли в 1918 году во время обороны Львова от… украинцев, точнее, армии Западно-Украинской народной республики (Украинской галицкой армии), а также во время советско-польской войны 1920 г.



25. Первый мемориал здесь был создан в 1920-х годах, но разрушен советскими властями после Второй мировой войны. То есть, наши с польскими могилами поступили примерно также как поляки с Холмом Славы. Работы по его восстановлению начались в 1990-х годах, но шли медленно из-за конфликтов с украинскими властями.



26.



27. Помимо поляков здесь погребены останки лётчиков-добровольцев из США и военных советников из французской миссии под командованием Шарля Де Голля, сражавшихся в составе польских войск.



28. После прихода к власти «оранжевого» Ющенко восстановление мемориала ускорилось. И в 2005 году здесь при участии украинского и польского президентов были открыты сразу два мемориальных комплекса: восстановленное «кладбище орлят» и мемориал противникам поляков — воинам Украинской галицкой армии. Разделены они вот такой примиряющей стеночкой. Тут мы и переходим к осмотру украинских погребений.



29. Колонна с ангелом мемориала УГА.



30. Напротив — братская могила.



31. Ниже расположен крупный украинский мемориал, посвящённый памяти «воякив» других украинских армий. По левую руку — УПА и УНА, по правую — современных ВСУ и добровольческих батальонов.



32. Главный памятник мемориала с могилой неизвестного солдата перед ним.



33. Украинская национальная армия (УНА) формировалась правительством нацистской Германии с марта 1945 года из этнических украинцев (включая военнопленных). В связи с поражением Германии и окончанием военных действий в Европе, УНА в мае 1945 года прекратила своë существование. Основным подразделением УНА была бывшая дивизия СС «Галичина», состоявшая из 16 тысяч человек.



34. Известно, что отдельные военнослужащие дивизии причастны к военным преступлениям против мирных жителей, прежде всего, поляков и евреев. Однако, коллективная ответственность  «Галичины» за такие злодеяния не была доказана канадской комиссией по военным преступникам. Впрочем, войска СС, в состав которых она входила, признаны преступной организацией решением Нюрнбергского трибунала.



35.



36. По другую сторону мемориала, за берёзовым крестом, хоронят участников войны на Донбассе.



37. На памятниках, помимо размещения имени и цветной фотографии, часто указывается позывной погибшего.



38. Самые свежие могилы.



39. Самым «престижным» украинским мемориалом Лычаковского кладбища является «Поле почётных захоронений», которое находится сразу возле входа в некрополь.



40. Здесь погребены «герои небесной сотни», участники войны на Донбассе, воины УПА, участники битвы под Крутами, «политвязни» советской эпохи.



41. Рядом чёрный обелиск над склепом родных командира УПА Романа Шухевича. Это лишь кенотаф, место захоронения останков Шухевича неизвестно. В 1950 году он был ликвидирован сотрудниками МГБ в селе под Львовом.



42. На этом тему «бандеровцев» завершим. Могила украинского общественного и литературного деятеля Владимира Барвинского (ум. 1883).



43. Барвинский был из украинофилов. На памятнике, установленном в 1892 году, уже упоминается термин «Русь-Украина», созданный украинскими деятелями, чтобы подчеркнуть преемственность Украины от Руси.



44. Рядом могила Маркиана Шашкевича (умер в 1843) — одного из основателей русофильского движения в Галиции, греко-католический священник. За свою русофильскую деятельность преследовался австрийскими властями. Как один из «деятельных членов российской партии» был изгнан из Львова и лишён прихода. Был славянофилом, развивал и украинский язык, за что теперь почитается на западе Украины.



45. Могила Ивана Франко — одного из самых ивзестных украинских писателей и поэтов.



46. Памятник на могиле известной оперной певицы Саломеи Крушельницкой (ум. 1952). Выступала в лучших театрах мира.



47. Памятники на могилах советского времени. На некоторых уже тогда использовался украинский орнамент. Культ «вышиванки» у украинцев возник намного раньше, чем в Беларуси.



48. Во время ВОВ на Западной Украине также были подпольщики и партизаны, боровшиеся против гитлеровцев и их прислужников.



49. Современные склепы строят из железобетона и отделывают гранитом.



50. Наконец, переходим к русской стороне Лычаковского кладбища. Одно из главных захоронений — «Братская могила русских журналистов», в которой погребены галицкие русофилы.



51. Наиболее видным здесь является Осип Мончаловский — один из основателей Русской народной партии, которая исповедовала национальное и культурное единство всего русского народа (малорусов, великорусов. белорусов). Эта гробница изначально была его личной, затем к нему стали подзахоранивать единомышленников.



52. Илларион Елиясевич — организатор первой львовской пожарной команды и кареты скорой помощи.



53. Гробница Лепких. Профессор Онуфрий Лепкий — филолог, публицист, писатель. Был униатским священником. Придерживался русофильских взглядов, отсюда, видимо, и русский язык на этих досках.



54. Памятник на могиле генерала-лейтенанта Советникова И. Г. от министерства обороны СССР.



55. Памятник с большим православным крестом, несмотря на советское время погребения.



56. Памятник полковнику Корнееву с «жовто-блакитной» ленточкой.



57. Несколько парней, трагически погибших в один день 17 мая 1974 года. Как погибли — не знаю.



58. Могилы экипажа и пассажиров военно-транспортного Ан-26, столкнувшегося  3 мая 1985 года в небе Львовщины с пассажирским Ту-134А, выполнявшим рейс Таллин-Львов-Кишинёв. В двух самолётах было 94 человека, все погибли. Виновным в лобовом столкновении признан диспетчер.



59. За оградой кладбища, с северной его стороны, в 1974 года было создано Марсово поле — захоронение 3800 советских воинов, которые погибли во время Великой Отечественной войны в боях с немецко-фашистскими оккупантами и до середины 1950-х — с отрядами УПА.



60. Если повернуть голову вправо, то у ограды кладбища увидим ещё один украинский мемориал.



61. Здесь также хоронят деятелей УПА и других националистических организаций. Мемориал явно создан недавно и будет развиваться. На самом Марсовом поле, и за ним, также есть несколько могил жертв советских репрессий.



62. На Марсово поле Львова я попал накануне Дня Победы — 8 мая. Дворники вдалеке сметают свежескошенную траву с могильных плит советских солдат.



63. Украинские, русские, татарские, армянские фамилии… Сюда также приносят цветы и ставят лампады.



На этом завершаю свой рассказ. Спасибо тем, кто дочитал этот довольно объёмный пост.




(Пунктир)

  • 1

Крайне необычно , по большому счёту , отражает всю многоликость истории страны

Спасибо ! Безусловно , запоминающееся место.


Да, нечасто так бывает, что рядом хоронят противников.

И. Франку своеобразный памятник, на мой взгляд. Куда-то устремлен... сложно мысль понять.
Бывала не раз во Львове, но на кладбище не ходила, как-то даже идея не появлялась.
Репортаж познавательный, спасибо!

Явно какая-то тяжёлая борьба и труд.
А туристов много там было, и группы, и самостоятельные, как я.

Спасибо!

Биография-то у него нелегкая, но памятник его прям как атланта изображает:) И, могу заметить, что совсем немного нынешних укр. "патриотов" знают о творчестве и деятельности Франко.

Не сомневаюсь, что туристов много на кладбище. Это уже бОльше историческое место. Кстати, выглядит аккуратно и чисто.

Да, историческое. Хотя и продолжают хоронить понемногу. И не только различных "героев"...

Ну вот как раз тот факт, что это всё же кладбище и продолжает им оставаться, исключает это место из моей культурной программы- не люблю бродить по местам захоронения.
А вот так, абстрактно посмотреть интересно.

А по снимках подумал , что там один был и никого больше


Просто большинство снимков -- памятники. А вообще я не очень люблю включать туристов в кадр, местные жители -- другое дело.

Уххх, как ты всё это кропотливо готовил. Столько могил изучил и фактов запомнил. Я бы так не смог.)

Да, я порой ругаю себя за это. Но когда тема самому интересна, то по-другому не получается. А так, конечно, смысла в этом часто нет, потому что большинство читателей текст пробегают быстро глазами и всё (да я сам часто так делаю).

Тем более это тема Украины, к которой в России теперь часто относятся исключительно негативно.

Edited at 2017-09-19 04:50 pm (UTC)

Не, ну я что-то, возможно, и пропускал, но зацеплялся за наиболее интересное для себя: "О! Иван Франко, ну-ка, ну-ка...!", "О! А это что? Русское кладбище, надо же!" и т.д.

Ну а политика есть политика. Кому охота, тот везде её приплетёт.((( Но тебе и проще будет отсеять неадекватов.

Жалко, мелковаты снимки. Надписи плохо читаются.

Вертикальные -- да, побоялся, что слишком громоздко смотреться будут. А у горизонтальных, вроде, достаточен размер.
Если что-то хочется прочитать -- могу помочь)

Одно из обязательных к посещению мест во Львове в моем личном списке. Хотя до Львова мы все никак не доедем. :(
Большое спасибо за такую подробную и интересную экскурсию! Захотелось наведаться в вики и почитать подробнее про отдельных личностей... Спасибо еще раз!

Да я тоже давно хотел посетить это кладбище. Вообще люблю по кладбищам ходить. Они тоже часть культуры своей местности, часто интересны не меньше улиц, домов и музеев. Спасибо за комментарий!

И я люблю. Именно с культурно-просветительской точки зрения. :)
По вашему тегу "некрополистика" еще погуляю.

Моя теговая система требует упорядочивания, так как, менялась. Там по этому тегу два недавних поста, хотя про кладбища я и раньше писал...
Вот, например: https://schelkunov.livejournal.com/26696.html

По ссылке прогулялась. Очень интересно (и познавательно :)). Спасибо!

Да, кладбище внушает. я бы ещё раз заехал с оказией...

да, во Львове я бы тоже ещё раз побывал.

"В основном это могилы львовских поляков."

Польскоязычные надгробия не означают что они польские. Большинство евреев, и половина русинов/украинцев использовала польский как основной вплоть до 1939 года.

"23. В целом здесь всё пропитано духом Польши, что абсолютно естественно."

Восстание возрождало Польшу, Русь и Литву равными субьектами Речи Посполитой. Типичный миф дореволюционной, советской и современной российской историографии.

"которые погибли в 1918 году во время обороны Львова от… украинцев"

Последний наместник австро-венгерской власти передал власть вице-наместнику Владимиру Децикевичу. Так что если и отходить от нейтральной формулировки Битва за Львов, то оборона будет от поляков, а не наоборот.

"44. Рядом могила Маркиана Шашкевича (умер в 1843) — одного из основателей русофильского движения в Галиции"

Шашкевич был украинофилом. А вы пишите скорее про ректора Львовского университета и сооснователя Русской Троицы Ивана Гловацкого


Но в общем спасибо что прошлись. Мало кто так основательно обходит Лычаковское кладбище.

"Польскоязычные надгробия не означают что они польские. Большинство евреев, и половина "русинов/украинцев использовала польский как основной вплоть до 1939 года."

Да, соглашусь.

"Восстание возрождало Польшу, Русь и Литву равными субьектами Речи Посполитой"

Да структуру будущего государства они могли какой угодно провозглашать. Только от этого оно не переставало быть Польшей по духу, языку и религии. Такой же с годами и веками всё больше становилась и первая РП. Конституция 1791 года -- хороший пример. Сколько среди участников восстания было православных?


Про Шашкевича спорить не буду, глубоко не изучал биографию. Мне кажется в те времена украинское и русское не противостояло друг другу, наоборот сотрудничало (они же оба сооснователи Русской Троицы), поэтому и разделять их по "партиям" ещё рано.

Духа там одного не было, потому и не удалось. Даже сами организаторы были разделены между собой на белых и красных, не говоря про других. Но то что доминировали поляки и полонизированные литвины и русины, безусловно.

Восстание 1863 как раз и отличалось от Восстания Костюшка и 1831 что за цель ставило возрождение Речи Посполитой, а не именно Польши. А религия и язык относительные вещи. Тогда польский на территории современных Украины и Беларуси был как русский сегодня.

Повстанцев не поляков? Полно. Не говоря про моих предков, условных Калиновского или Чайковского итд на памяти в этих восстаниях принимали участие:ф
Восстание 1863 года:
Иван Зарицкий герба Сас - дед професора Львовского университета Мирона Зарицкого, и прадед связной Романа Шухевича Екатерины Зарицкой.
Юлиан Лавровский герба Сас - народоволец, участник Русского Собора и Собора Русских учёных, вице-маршал Галицкого сейма
Винцент Дунин-Марцинкевич - классик белорусской литературы
Францишек Богушевич - белорусский общественный деятель и поэт
Лев Левинский герба Сас - украинский промышленник, отец украинского львовского архитектора Льва Левинского, и брат одного из самых известных зодчих Львова - украинского архитектора Ивана Левинского
Андрей Потебня - офицер РИА, брат украинско-российского лингвиста Александра Потебни
Артем Вериго-Доревский - белорусский поэт

Восстание 1833:
Иосиф Нижанковский - предок плеяды украинских деятелей среди которых Омелян Нижанковский - автора гимна УПА, и королевы польской эмиграции/украинско-польской певицы Анны Яросевич (по мужу Андерс)
Казимир Шемет герба Лебедь - дед члена Госдумы Владимира и его братьев Сергея и Николая Шеметов - первых издателей украиноязычной газеты на территории РИ, создателей Украинской национальной и радикальных партий итд
Теодор Кульчицкий герба Сас - греко-католический священник, дед украинской художницы и депутата верховного Совета УССР Елены Кульчицкой и её сестры Ольги-Мелании.
Иван Федорович герба Огинец - украинский общественный деятель, помещик, отец украинского общественного деятеля Володислава Федоровича и дед украинской писательницы Дарии Виконской

Можно и дальше продолжать, но сходу и по памяти только эти припомнились. Если найдёте на русском (я встречала только на украинском), советую воспоминания племянницы одного из руководителей восстания Зигмунта Сераковского украинской актрисы Софии Дитковской. Живо описывают то мизерное различие и быт большинства шляхты, позднее декласифировавших и слившихся с украинскими и белорусскими крестьянами.

"Повстанцев не поляков?"

Именно, что православных. Религия тут определяющий фактор, она дух формировала и мировоззрение. И была маркером. Кладбища католические никак иначе как польскими у нас в народе не называли.

Язык тоже имеет значения. Тоже маркер поляка в Белоруссии. К 1863 уже русский использовался вовсю у нас.

Калиновский -- католик, да и по крови поляк.

Францишек Богушевич -- католик. "По свидетельству Ф. Оскерки, который являлся «близким соседом и знакомым» Богушевича, последний — «горячий патриот — поляк, который в личных и достаточно частых… беседах утверждал, что единственной причиной, которая побуждала его и его предшественников писать на том говоре [т. е. по белорусски], было опасение возможной русификации тамошнего люда»." Писал и на польском.

Винцент Дунин-Марцинкевич -- католик, писал и на польском.

Артем Вериго-Доревский -- католик. Писал и на польском.

Всё это их литвинство иначе как разновидность польскости, своеобразный регионализм, рассматривать нельзя. Слишком долго под влиянием католической Польши ВКЛ было. Литвин не белорус.

Это, что касается Беларуси. Про украинских я знаю мало, писать не буду.









Красиво и аккуратно все-таки, какой контраст с русскими кладбищами.
Сколько исторических периодов в одном месте! "Кладбище львовских орлят" впечатлило - в насквозь украинском Львове мемориал павшим польским защитникам города.

Ну, на Новодевичьем кладбище в Москве точно не хуже, а это кладбища одного уровня. Про провинциальное западноукраинское кладбище я писал здесь:
https://schelkunov.livejournal.com/40487.html

Отличий в благоустроенности от провинциальных российских кладбищ не заметил)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account