В поисках золотой середины

Previous Entry Share Next Entry
Через Париж в Глубокое
Церковь Новгорода
schelkunov

После осмотра Постав (ЖЖ-версия) мы с Константином вернулись на вокзал, забрав рюкзаки на автостанции. Впереди нас ждал город Глубокое, соседний райцентр. Примерно через полчаса прибыл наш пригородный поезд Лынтупы-Крулевщизна. Этот поезд довольно уникален для Беларуси, его нельзя назвать ни электричкой, ни даже обычным дизель-поездом. Поезд с диавольским №6660 состоял из старенького тепловоза М62 и плацкартного вагона — это был тот же самый состав, которым мы приехали в Поставы. Только тогда он был поездом дальнего следования, а теперь, обернувшись в Лынтупах, стал пригородным. Пригородных поездов из тепловоза и плацкартного вагона (или вагонов) на Белорусской железной дороге больше нет, тем он и уникален. В России и на Украине такие пригородные встречаются чаще.




2. Кто-то выходит, а кто-то садится.



Сели в поезд, нас сразу узнала проводница. «Что, уже обратно?» Да, дорога зовёт. И попыхтели в Глубокое. Ехать немногим более часа. Часть этого времени мы провели в нерабочем тамбуре, откуда через окно в торцовой двери открывался хороший вид на убегающую вдаль колею.


3.



4. Переезд



Эта часть ныне тупиковой железной дороги была построена в 1895-97 годах. Изначально дорога, которая называлась Свенцянский подъездной путь, была узкоколейной. Весьма вероятно, что это была первая в России узкоколейная железная дорога колеи 750 мм. Начиналась дорога от станции Свенцяны (позже Новосвенцяны, а сейчас Швенчёнеляй в Литве) Петербурго-Варшавской железной дороги и, проходя через Лынтупы и Поставы, достигала станции Березвечь (сейчас Глубокое).


Во время Первой мировой войны в этих местах проходил фронт, и в 1915 году участок от Постав до Глубокого, по которому мы ехали, был перешит русскими войсками на широкую колею для военных нужд. В следующем году, 1916-м, они же закончили продление этой линии от Глубокого до ст. Сеславино (теперь Крулевщизна) на Бологое-Седлецкой железной дороге.


5. Свенцянский узкоколейный подъездной путь на немецкой карте 1918 года. Участок от Глубокого до Крулевщины ещё не обозначен.



Наш старенький локомотив дымил как паровоз, да и гудки издавал очень похожие на паровозные. А старые телеграфные столбы, с блистающими на солнце проводами между ними, дополняли впечатление далёких паровозных времён. Но паровозное движение здесь отменили ещё в 1970-х годах.


6.



Поезд останавливался у каждого столба, как и положено приличному пригородному. Остановочные павильоны на линии просты и неказисты.


7.  Остановочный пункт Жефарово.



Через полчаса достигли станции Воропаево. В 1933 году Воропаево стало железнодорожным узлом — отсюда начинается ветка на Друю, построенная поляками.


8.  Западная горловина ст. Воропаево.



9. Вокзал станции Воропаево — привычного типового сталинского проекта.



10. Дежурный по станции помогает нашему отправлению.



11. Ещё одна «Машка» (тепловоз М62) , но с грузовым составом.



11. Несмотря на тупиковость здешних железных дорог, грузовое движение на линии присутствует.




11а. Ответвление на Друю.



Ещё через через двадцать минут движения под звуки «паровозного» гудка мы прибыли в Париж. Да, остановка называется Новодруцк, но деревня при ней одноимённа французской столице. В белорусском Париже есть и своя Эйфелева башня, построенная лет десять назад. Но из поезда она не видна.


12. О. п. Новодруцк. Капитальный советский павильон заброшен, вместо него маленькое железобетонное сооружение.



13. Молодой парижанин.



14. И пожилой месье.



15. Остановка Веретеи. В советское и раннее постсоветское время на хуторе Веретеи жил известный народный целитель Долман — Михаил Доломанов. Он был представителем целой династии знахарей, происходившей из Воронежской губернии. К Долману приезжали со всего Советского Союза. Была у него и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Говорят, после её визита здесь стал останавливаться поезд Витебск-Вильнюс (позже сокращённый до Лынтуп). В детстве познакомился с Долманом по причине болезни и ваш покорный слуга. Лечил он заговоренной водой из собственного колодца и лично мне это не помогло. В 1990-х дед Михаил умер, а вместо него людей начал принимать его сын Сергей, который скороспостижно скончался в 2007 году. Тогда дело продолжала пожилая дочь Михаила. Не знаю, занимается ли кто-нибудь целительством там сейчас, но в Веретеях этот поезд не останавливается.



16. Шарабаи и…



17. …мы приехали в Глубокое. Изначально станция называлась Березвечь, по названию соседнего древнего села (когда-то местечка, а теперь части Глубокого). Вокзал в Глубоком достаточно новый и необычно большой для 19-тысячного города, не являющегося железнодорожным узлом.



18. Большая часть пассажиров вышла в Глубоком вместе с нами, а их места заняли пассажиры из Глубокого, едущие в сторону Крулевщины.



19. Последний снимок станции и…



..и мы отправляемся исследовать город Глубокое. Об этом в следующей части цикла.


А напоследок небольшое видео, которое отчасти передаёт атмосферу этой железной дороги.





(Пунктир)

  • 1
Поставов? Не Постав?

Да, Постав. Сначала так и написал, потом чего-то исправил. Подумал, что оба варианта допускаются (как в случае с Лынтупами), но по справочнику -- нет.

Интересно будет прочитать про Глубокое. Я в него трижды заезжал, но только на автомобиле, и вокзал не видел.

Да, я помню репортаж про вишнёвый фестиваль. Я сам второй раз в Глубоком был, первый визит был совсем коротким.

Прикольно! Поезд из одного вагона :)
А там что, прям можно было заднюю дверь открывать?

Не, мы через окно снимали. Дверь закрыта, скорее всего (не проверял).

Это там такое чистое окно??? Ничего себе!

Да, вполне чистое.

В российской глубинке пригородные поезда из локомотива и одного вагона довольно часто встречаются

Ну вот с российской глубинкой я мало знаком, это мой пробел.)

Интересно было добираться с вами до Глубокого на поезде... Мы были только на машине.
Парижане весьма аутентичные для данного типа Парижа. :)

Знаете, я думаю, если пожилого приодеть, берет на голову напялить, то от пожилых парижан Парижа другого типа сильно отличаться не будет :)

По Белоруссии очень приятно ездить. Чисто, красиво, ухоженно. Картинка!

Да, смотрят за этим. Но вот уровень сервиса в вагонах ПДСов на РЖД несколько выше уже. Правда, за другие деньги.

Прикольно как один вагон катают. Когда-то Витебск-Вильнюс пустым не ходил, да и Поставы-Крулевщизна дизель был.

Есть Поставы — Полоцк пригородный днём. Не знаю, что он из себя представляет. А ещё по пятницам и вск ускоренный пригородный Поставы — Полоцк.

По маршруту Полоцк - Поставы курсируют 5-вагонные дизель-поезда ДДБ1. В будни заполняемость небольшая, между Крулевщизной и Глубоким человек 10-15 на вагон. В выходные поезда более загружены, в пятницу и воскресенье даже возникла необходимость пустить дополнительный поезд, чтобы обслужить маятниковую миграцию студентов из Витебска и Полоцка и обрато.

Спасибо! Любопытно посмотреть. Была в Поставах пару лет назад, но как-то мы только на автобусах перемещались...

Да, мы дальше тоже на автобусах. Только обратно по домам на поезде.

Хмара-хмара, ідзі бокам, апыніся над Глыбокім!

Немного позанудствую. Воропаево стало узлом не в 1933 году, а в ноябре 1932 года. Вокзал в Воропаево нельзя назвать сталинским - это скорее более позднее здание, времён хрущёвской "борьбы с излишествами в архитектуре". Вот в Крулевщизне вокзал был построен ещё в 1950-е, с лепниной на потолке (уже её нет).

Спасибо за дополнение!

А линия, да, интересная. Как раз вчера по ней ездил. Подруга уговаривала: "Свози меня в Париж". Короче, пришлось купить билеты и съездить :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account