?

Log in

No account? Create an account

В поисках золотой середины

Previous Entry Share Next Entry
Через Ужокский перевал на электричке
Церковь Новгорода
schelkunov

После беглого осмотра столицы бойков Турки, мой путь лежал дальше на юг — в Закарпатье. Уже начиналась вторая половина дня и чтобы успеть к вечеру в столицу закарпатского региона Ужгород мне нужно было сесть на электричку Львов-Сянки до конечной станции, где пересесть на другой электропоезд. Железнодорожному путешествию через живописный Ужокский перевал в Карпатах и посвящён этот пост. К сожалению, я не смогу передать вам всю его красоту, поскольку съёмка велась на мобильный телефон через грязное стекло поезда.




В начале второго часа дня с небольшим опозданием “квадратномордый” электропоезд ЭР2 подлетел к станции Турка. Людей на посадку вышло немного — в Закарпатье отсюда едет мало кто, а галицийских городов больше на пути не будет, лишь несколько деревень.


Железная дорога из Львова в Ужгород, и далее в Чоп — не магистральная, одноколейная, но электрифицированная. Помимо четырёх-пяти пар электричек, тут каждый день курсирует поезд дальнего следования Львов-Солотвино, проходящий почти через всё Закарпатье с запада на восток. Строилась дорога в несколько этапов. Первым, в 1872 году, был построен участок именно от Чопа до Ужгорода. В 1893 (или 1897 ) году от Ужгорода провели линию в сторону Карпат — до нынешнего райцентра Великий Березный. Остальная часть линии до Львова строилась в 1903-05 годах.


Через полчаса подъезжаем к станции Соколики, прямо у границы с Польшей — в 300 метрах от неё. Дальше поезд идёт вдоль польской границы, которой является река Сан. Сан — крупный приток Вислы в бассейне Балтийского моря. Его исток находится прямо на Ужокском перевале. Напомню, что днём раньше я неподалёку посещал исток Днестра — реку бассейна Чёрного моря. Таким образом, в этих местах находится и водораздел бассейнов двух морей.


2. Станция Соколики.



Из окна поезда видны украинские и польские пограничные столбы, а также красивые горные пейзажи Польши.


3. Пограничный забор, через 100 метров речка Сан, по которой проходит граница Украины и Польши. Вдалеке те самые горы, что были видны из Турки.



Ещё 20 минут и электричка достигает последней станции маршрута — Сянки, при одноимённом крупном селе. Отсюда 400 метров до польской границы, но пограничников на станции я не заметил. Пассажиры выходят из поезда, часть из них идёт в село, а остальные пересаживаются на электричку Сянки-Ужгород-Мукачево. Это уже “кругломордая” ЭР2 1965 года выпуска. Сажусь в неё и я.


4. На этой электричке я поеду в Закарпатье.



5. Вдалеке ещё одна ЭР2, она, видимо, отправится в сторону Ужгорода позже.



5а. Вокзал в Сянках необычный. Фото: 



6. С благоустройством в Сянках туго, но это лишь село.



Поезда из Львова и в Ужгород состыкованы между собой, и через 15 минут мы отправляемся в Закарпатье. После пары километров пути начинается самая живописная часть поездки — Ужокский перевал. А точнее спуск с него в долину Ужа — реки бассейна Дуная, который также впадает в Чёрное море.


Ужокский перевал находится на высоте 853 метра над уровнем моря. Через него проходят автомобильная и железная дороги из столицы Галиции Львова в главный город Закарпатья, или Подкарпатской Руси, — Ужгород. Граница двух регионов, ныне Львовской и Закарпатской областей Украины, проходит прямо через перевал.


Во время обеих мировых войн на перевале произошли значительные бои русских (и советских) войск с австрийцами, немцами, венграми. Воинам Первой мировой и Великой Отечественной на перевале установлены памятники. Увидеть их можно, проезжая по автомобильной дороге.


7. Ужокский перевал из окна поезда. Галиция кончилась, дальше — Закарпатье.



Электропоезд же проезжает перевал без остановки и, показав пассажирам захватывающий вид на долину Ужа, устремляется вниз. Впереди у него несколько тоннелей, среди которых третий по длине из украинских (900 с лишним метров), и виадуков. При строительстве железной дороги существовала необходимость “съехать” с перевала высотой 850 метров до уровня долины — 530 метров за какие-то 3-4 километра. Если провести дорогу прямо, то возник бы слишком большой уклон железного пути, поэтому этот участок дороги провели по весьма затейливому маршруту — изогнутой “кишкой”. Примерно на середине этого “аппендикса” построили горную станцию Щербин.


7а. Как это выглядит на карте.



Наверное, это самая живописная железная дорога Украины.


8. На перевале, сейчас поедем вниз (кадр из видео)



9. Внизу село Ужок, где находится деревянная церковь, внесённая в известный список ЮНЕСКО.



Спуск я, в основном, снимал на видео. Качество его слабое, а длительность 7 минут. Но самое интересное в первых трёх минутах:



И вот мы в долине Ужа, первая остановка в селе Волосянка. Почти сразу, как въехали в Закарпатье, я почувствовал перемены в окружающем поезд мире. Другие дома, храмы другой архитектуры, да и люди, с каждой станцией всё больше наполнявшие вагон, какие-то более “тёплые”, чем галицийцы. Почувствовалась южноевропейская мягкость, и в людях, и в природе, и даже в домах с четырёхскатными крышами, пришедших на смену двускатным хатам Галиции.


10. Станция Волосянка-Закарпатская



11. Сталинский вокзал



12. Народ в поезде



13. Одно из сёл возле железной дороги



14. Православная церковь в селе Луг.



15.



16. Вокзал сталинского периода на станции Ставное.



А дальше поезд, как-будто подружившись с рекой Уж, два часа петлял меж карпатских гор, но уже не так заковыристо как на перевале. Почему-то пропали типовые австро-венгерские вокзальчики, а вместо них появились типовые сталинские. В городках замелькали межвоенные чехословацкие дома — Закарпатье, в отличие от прочей Западной Украины, пребывало тогда не в Польше, а в Чехословакии.


17. Река Уж



18. Закарпатская провинция. Домики, погреба…



Уже начало вечереть, проехали районный городок Перечин, ещё немного и я выхожу на остановке Невицкое-Подзамок в пригороде Ужгорода. Причину высадки из поезда на этом полустанке я объясню в следующий раз.


19. Дом чехословацкой постройки в Перечине



20. Ещё один. На нём явно закрасили какую-то надпись (скорее всего, националистического содержания)…а одну, ненационалистическую, не закрасили.



21. Вот и тут надпись на каком-то пакгаузе.



22. Станция Перечин.



А пока, уважаемые читатели, поздравляю всех вас с наступающим Новым годом! Желаю увлекательных путешествий, всевозможных успехов и просто человеческого счастья! Увидимся в 2018-ом!




(Пунктир)

  • 1
Хорошо :) Ко мне тоже))

Вот и отлично. :) На вы я все-таки теряюсь и судорожно пытаюсь вспомнить, как делаются книксены. Пусть бы и виртуальные. :)

Думаю, общение на ты подразумевает необязательность книксенов и прочих реверансов :)

И возможные комментарии не по теме поста, но я буду держать себя в руках. :)

  • 1