Андрей Щелкунов (schelkunov) wrote,
Андрей Щелкунов
schelkunov

Categories:

Браслав: вокзал, городище и костёл

Гуляя по улицам Браслава, не услышишь гудков тепловоза, стука вагонных колёс по стыкам рельс и вокзальных объявлений о прибытии поезда. Железной дороги в курортном райцентре Западной Витебщины (ЖЖ-версия) попросту нет. Но железнодорожный вокзал есть! Точнее, его здание, напоминающее о железнодорожном прошлом.




В предыдущей части (в жж) своё повествование я остановил на супермаркете в многоэтажном районе Браслава, где мы с Костей пообедали одной пиццей на двоих. Далее наш путь шёл именно к вокзалу.


2. Многоэтажный район Браслава.



Выкрашенное яркой, даже ядовито-яркой, жёлтой краской здание бывшего вокзала узнаваемой межвоенной польской архитектуры теперь служит жилым домом для нескольких браславцев. Когда-то возле него (на месте нынешнего огорода, а не улицы) находились станционные пути узкоколейной железной дороги, проходящей из маленького литовского городка Дукшты (ныне Дукштас), стоящего на железнодорожной магистрали Петербург-Варшава, в небольшой белорусский посёлок Друя на берегу Западной Двины, по которой сейчас проходит граница с Латвией.


3. Бывший вокзал



Узкоколейка Друя-Дукшты длиной 94 км была построена в годы Первой мировой войны для фронтовых нужд. Изначальная колея 600 мм в 1932 году поляками была перешита на колею 750 мм. Малая магистраль использовалась для перевозки пассажиров до 1964-67 годов. Грузы возили несколько дольше. Разбирали дорогу по частям. Ещё в начале 1970-х тут иногда можно было услышать гудок паровоза, до 1974 года использовались дрезины. Окончательно дорога прекратила своё существование в начале 80-х годов.


4. Экспонаты в музее Браслава, посвящённые местной узкоколейке.



На дороге использовались как паровозы, так и тепловозы ТУ2. Один из этих тепловозов (ТУ2-113) в 1963 году был передан на детскую железную дорогу в Минске, а после списания попал в Брестский музей железнодорожной техники. Там мне даже довелось побывать в его кабине.


5. Поезд на узкоколейке Дукшты-Друя (фото из музея)



В ходе дальнейшего путешествия мы несколько раз пересекали места, где проходила эта дорога, а следующий ночлег в палатках состоялся всего в нескольких метрах от трассы бывшей узкоколейки (хотя поняли мы это уже потом). Ещё через две недели я ездил в Друю, где ознакомился с завершающим участком бывшей малой “чугунки”.


После осмотра вокзала, мы отправились в восточную часть города.


6. Городской рынок. Тут целая Венеция. Или Петербург :)



7. Здание бывшей городской больницы, так называемой, больницы Нарбута. Станислав Нарбут был известным браславским врачом, стараниями которого и была открыта эта дореволюционная лечебница. Сейчас здесь лечат души — в здании располагается православный Свято-Пантелеймоновский женский монастырь.



Советская улица, проходящая через весь город, вывела к одной из главной достопримечательностей Браслава — костёлу Рождества Девы Марии, перестроенному в 1897 году из здания храма, возведённого в 1824 году.


8. Перспективу Советской улицы замыкает костёл.



9. Двор дома на Советской другим краем выходит к озеру Новята, ещё одному озеру Браслава.



9а. Тут также, как и в других городках этого края, одна из стен деревянного дома бывает выложена из кирпича. Очевидно, это брандмауэр — в противопожарных целях.



10. Природный камень и красный кирпич — традиционные материалы для дореволюционных каменных построек северной части Витебщины (а также юга Псковщины и латвийской Латгалии).



11. Центральное место в интерьере костёла занимает икона Божией Матери «Владычица озер» — главная святыня местных католиков.



12. Во время нашего пребывания в костёле настраивали орган — привычный атрибут римско-католических храмов.



13. В последнее время Католическая церковь в Беларуси активно поддерживает белорусский язык. К слову, одной из наиболее белорусскоязычных групп населения в стране являются поляки-католики.



14.  Сценическая площадка в виде Ноева ковчега возле костёла.



Рядом с костёлом православная Успенская церковь, также построенная в 1897 году. Отсюда уже Ленинской улицей с частично сохранившейся дореволюционной застройкой добрались до входа на городище Замковая гора — сердца древнерусского Брячиславля, ныне Браслава.


15. Православная Успенская церковь.



16. Дореволюционная застройка улицы Ленинской.



17. На Ленинской



18.



19. Треугольные щиты под коньком крыши, замеченные в Шарковщине (ЖЖ), здесь также встречаются.



20. Вид с Замковой горы на оз. Дривяты



21. На церковь и озеро



22. На костёл



Браслав впервые упоминается под 1065 годом, что ставит его в ряд древнейших городов Беларуси. Считается, что своё имя город получил от полоцкого князя Брячислава, сына Изяслава и внука Владимира, крестившего Русь.


23. Первое упоминание в летописях.



Далее история города довольна типична — ВКЛ, Речь Посполитая. В это время на городище существовал замок, отсюда и нынешнее название этой возвышенности. После 3-го раздела РП Браслав вошёл в состав Российской империи, в которой с 1842 года был лишь местечком Новоалександровского уезда Ковенской губернии. Затем поветовый город межвоенной Польши, и с 1940 года Браслав — центр района в БССР. Частью Витебской области, как и вся современная Западная Витебщина, Браслав стал только в 1960 году.


24. Макет замка на горе (в музее)



25. Внутренняя площадка городища обрамлена валами



26. Здесь же находится могила врача Станислава Нарбута о котором я рассказывал выше. На вершине надгробного обелиска, символизирующего маяк, установлен фонарь. Сейчас к нему подведено электричество, а в довоенные времена каждый вечер туда забирался полицейский и зажигал лампу (видимо, керосиновую).



27. Туристы ищут оригинальные позы и ракурсы для фотографий…



Спустившись с городища, мы второстепенными улочками вышли к краеведческому музею. Посещению музея предшествовала небольшая история. В то время, когда мы фотографировали окружающие дома, к нам подошла пожилая дама и явно неадекватная. Сначала она спросила что-то про наших отцов, затем сообщила, что видит в нас опасность и будет защищаться имеющимся у неё оружием. Только другими словами. Как я понимаю, переключателем, сработавшим в её сознании и вызвавшим данную ситуацию, был мой фотообъектив, направленный издалека в её сторону. От излияний несчастной дамы мы нашли убежище в музее.


28. Дом, вероятно, польского периода.



Музей располагается в старом деревянном доме с резьбой на окнах. Экспозиция довольно любопытная, хотя и не без неприятных моментов с привкусом национализма, вроде представления Винцента Калиновского белорусом и лёгкой попытки обеливания известного авантюриста Булак-Балаховича, происходящего из этих мест.


29. Здание музея



30. Атрибуты священника-старообрядца в экспозиции музея



31. Мохнатая Погоня — реконструкция хоругви с которым браславцы участвовали в Грюнвальдской битве.



32. Про Булак-Балаховича



Уже был близок вечер, когда мы вернулись к автовокзалу, где перекусили и подзарядили угасающие мобильники. Там я умудрился сходить в женский туалет и моя руки после “дел”, невозмутимо посмотрел на вошедшую женщину. К её чести она тоже виду не подала.


Дальше наш путь лежал в сельскую Браславщину, куда нас повёз рейсовый ПАЗик, полный местных жителей. Об этом в следующей части рассказа про августовское путешествие по Западной Витебщине.




(Пунктир)
Tags: Беларусь, Западная Витебщина, узкоколейки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments