?

Log in

No account? Create an account

В поисках золотой середины

Previous Entry Share Next Entry
Гродзянская ветка. Железная дорога в центральную глухомань
Церковь Новгорода
schelkunov

Глушь не всегда находится где-нибудь на окраине страны. Деревня Гродзянка на Могилёвщине находится всего в 45 километрах от географического центра Белоруссии и менее в 80 км от Минска, если напрямик. Но бывший рабочий посёлок окружён лесами и до магистральных автомобильной и железной дорог Минск-Гомель от него более 20 километров. В начале ХХ века от упомянутой железной дороги в Гродзянку построили тупиковую ветку, чтобы вывозить, окружающий деревню, лес. В наше время по ней дважды в день ходит небольшой и необычный поезд, везущий и пассажиров, и грузы. На прошлой неделе мы с Константином nord-ursus проехали на этом поезде.




С Костей мы встретились утром на минском вокзале, и сразу сели на скоростную электричку «Штадлер», идущую до Гомеля. Но нам так далеко не надо и ровно через час мы вышли в 100 км от столицы на крупной станции Осиповичи. Отсюда через 20 минут отправлялся нужный нам поезд до Гродзянки.


Купили билеты в кассе вокзала и пошли на посадку. Пассажирские платформы на осиповичском вокзале и так неширокие, а нужная нам, четвёртая, и вообще шириной меньше метра. И вот у этого «худого» перрона стоял наш поезд № 961 Осиповичи-Гродзянка. Состоял он из тепловоза ДМ62, одного плацкартного вагона и… пяти вагонов-цистерн. Поезд грузопассажирский и имеет соответствующую нумерацию. На платформе ютилось человек 10 пассажиров, но как только мы подошли, в поезд стали запускать. Билеты проверяла проводница прямо на входе в вагон, как в обычном пассажирском поезде. Но билеты в Гродзянку продаются по пригородному тарифу.


2.



Вагон старый, с деревянными оконными рамами и гравитационными туалетами. Но чистый и вполне уютный, с занавесочками на окнах. К отправлению собралось здесь около 25 пассажиров. По прежним рассказам любителей железных дорог, раньше в этот состав ставили один или два вагона, которые называют «гомельской сидячкой». Снаружи они выглядят как плацкартные, а внутри имеют ряды деревянных сидений как в старых электричках. Сейчас вот нормальный плацкарт, где даже можно полежать.


3.



4.



5. Выйдешь в нерабочий тамбур, посмотришь в окно торцовой двери, а там не убегающая вдаль колея или переход в следующий вагон, а большая железная бочка с цементом на колёсах. А за ней ещё несколько. Необычно!



Отправились, проехали две остановки назад к Минску по электрифицированной двухпутной магистрали Минск-Гомель, части исторической Либаво-Роменской железной дороги, соединявшей порты на Балтике с левобережной Украиной. Построена она была ещё в 1873 году.


И вот станция Верейцы с красивым дореволюционным вокзалом. Она считается начальным пунктом Гродзянской ветки.


5. Окна в вагоне довольно грязные, так что не взыщите.



6. Возле дома железнодорожника типовой дореволюционный погреб из железобетона.



Проезжаем ещё около 3 километров в сторону Минска и поезд начинает уходить в сторону от главного хода на север.


7.



В начале XX века Гродзянка и окружавшие её земли принадлежали князю Николаю Радзивиллу — представителю известного польско-литовского рода. В Гродзянке князь организует лесопилку, а чтобы вывозить пиломатериалы из лесной глухомани решает построить железную дорогу. В 1911 году дорога была закончена.


8. Карта 1938 года



Первая остановка на линии — о. п. Цель. Рядом в лесу дислоцируется ракетная бригада, а при ней военный городок. Но не военная часть дала такое военное название остановочному пункту, а одноимённая деревня поблизости.


9. На павильоне, очевидно, ответ всем врагам.



Проезжаем под путепроводом «автобана» М5 Минск-Гомель и вскоре попадаем на довольно длинный мост, пересекающий пойму реки Свислочь и образованного на ней Осиповичского водохранилища. Мост интересен своими частично деревянными опорами. И я даже не знаю, есть ли в Беларуси ещё подобные железнодорожные мосты.


10. Фото моста за авторством tomkad (по ссылке можно прочитать ещё один отчёт о путешествии по этой линии в 2010 году)



11. Вид на пойму Свислочи из поезда



12. Основное русло реки



За мостом единственная промежуточная станция на линии — Лапичи в одноимённом агрогородке. Многие смотрели фильм «9 рота» про войну в Афганистане. В основу его сценария вошёл бой 9-й роты 345-го парашютно-десантного полка, который был сформирован именно в местечке Лапичи. «В лавочке Яши Райхеля», как написано в Википедии. Обычное еврейское местечко было до войны.


13.



14.



15.



16. Железнодорожники, обслуживающие эту линию



За Лапичами остановились на о. п. Осово. Здесь такой же маленький типовой павильончик, как в Цели. Затем была столь же непримечательная остановка Гомоновка.


17.



И вот Уборок. Сейчас это также остановочный пункт, но изначально это был целый железнодорожный узел с тремя направлениями, разворотным кругом и водонапорной башней, которая частично сохранилась. От Уборка на восток уходила ещё одна ветка (длиной 18 км) к станции Завишино (Завишин) возле местечка Холуи (Холуй). Похоже, некрасивое название местечка не нравилось князю Радзивиллу и он назвал станцию по девичьей фамилии своей жены Магдалены Завиша. Советским властям «Холуи» пришлись тоже не по нраву и они переименовали местечко в Липень, «июль» по-белорусски.  Также поступили с местным уездным центром Игуменом, носившим «церковное» название. Игумен стал Червенем, это «июнь» на «мове».


18. Останки водонапорки



19. Ещё строение времён постройки дороги



20.



21. Примерно здесь отходила ветка на Завишино



Железный путь на Завишино существовал до Великой Отечественной войны и по нему также ходили пассажирские поезда.


Проехали о. п. Погорелое и едем по лесу. Тепловоз порой дымит как добрый паровоз. Людей в вагоне осталось мало, они выходили почти на каждой остановке. И вот, полтора часа спустя, прибыли на конечную станцию Гродзянка. От Верейцов она отстоит в 34 километрах пути.


22.



23. Станция Гродзянка



24. Деревянный вокзал, обложенный кирпичом.



25. Тепловоз ДМ62-1871 не очень старый, 1993 года постройки. И необычной расцветки, потому что передан из Лунинца, где они все такие. А в других местах «машки» обычно зелёные.



Здесь пассажирский вагон отцепляется, цистерны цепляются к тепловозу, и поезд следует дальше! В 1960-х годах гродзянская линия была продлена ещё на 7 километров на север для обслуживания промышленного предприятия возле деревни Тадуличи.


26. Карта 1980-х годов



Мы с Константином часа полтора походили по Гродзянке и вышли на переезд, где начинается продолжение железной дороги к Тадуличам. На станции, как раз, были завершены маневры и поезд с цистернами отправлялся к Тадуличам.


27. Вид с переезда в восточной части Гродзянки



28. Вид в сторону Тадуличей



29.



Пропустив состав, мы отправились за ним. Шли иногда по шпалам, иногда по тропинке вдоль «чугунки», где она была. После поворота на север дорога становится совершенно прямой вплоть до конца. Семикилометровая линия ведёт километраж от Гродзянки с нуля.


30.



31. Кругом леса!



31а. Таблички для километровых знаков здесь явно б/у.



32.



33. И болота



Мы прошли по этой ветке 4 км из семи и достигли нефтебитумного завода, расположенного на месте деревушки с интересным названием Трёхгранный Дуб. Тепловоз с вагонами-цистернами ушёл дальше, к Тадуличам, где вроде бы находится асфальтобетонный завод.


34. В этом месте проходит граница Могилёвской и Минской областей. Линия заканчивается уже на Минщине.



35. Всё строго



36. А лесная поляна за железной дорогой, прямо возле предприятия, была вся в огне и дыму.



37. Рабочие или лесники, которые, очевидно, тушили лесной пожар. Но с другой стороны было ощущение, что это и не пожар, а просто сжигание вырубленных деревьев.



А мы вышли на параллельную «железке» автодорогу и также пешком вернулись в Гродзянку, откуда вскоре уехали на автобусе в Осиповичи.




(Пунктир)

  • 1
Познавательное путешествие по интересным местам на Родине, спасибо. :-)
На станции Осиповичи мы обычно делали пересадку, когда в детстве мама возила нас из Гомельской области в Могилевскую к бабушке в гости. :-)

Наверное, где-нибудь в районе Кличева бабушка жила? :)

Именно так, деревня Леневка. Если мне память не изменяет, мы выходили на станции Татарка и шли пешком в деревню. Поезд приходил очень рано утром, и мне как ребенку было страшновато идти в это время по пустынным дорогам частично по лесу. :-)

И ведь здорово, что линия живет: сохраняется грузовое и пассажирское движение. В России как минимум второе уже бы оптимизировали...

Пока что нигде у нас не ликвидировали пассажирское движение. Не знаю, как это долго ещё будет так.

Видимо, потому и живёт, что одновременно и грузовое, и пассажирское.
На сети РЖД, на сколько я знаю, сейчас такое запрещено.

Пока сохраняется и там, где грузового нет или почти нет. Но вообще, да, пассажирское сообщение у нас, насколько знаю, субсидируется за счёт грузового.

А в России оно субсидируется за счёт региональных бюджетов.

Спасибо за рассказ ! Мне напомнило мою поездку вдоль тупиковой линии от Стародуба до унечи, там только давно без пассажирского сообщения.


По большому счёту, не такие уж далёкие друг от друга места. А от той же Могилёвской области вообще в 40 км всего.

А при движении поезда как-то ощушается, что позади грузовые вагоны?


Шума заметно больше, чем обычно. Правда, мы сидели в конце вагона, возле цистерн.

Кстати, в кавказских грузопассажирских поездах, на которых я ездил в детстве, пассажирские вагоны ставили после грузовых. По-моему, это и с точки зрения безопасности правильнее.


Так и в этом случае было бы удобнее в Гродзянке. Отцепил пассажирский и всё, едь дальше. Не нужно перецеплять грузовые.

Очень живописная дорога вдоль рельсов. А пройти все 7 км не получилось из-за запрещающих знаков? Или просто не было такой цели?

Да, не было цели. Общий маршрут удлинился бы на 6-7 км и мы могли просто не успеть на автобус в Осиповичи (который днём один раз ходит).

Вообще удивительно, что в такие глухие места ходят поезда! Пусть даже и с цистернами.

Да, пока удаётся у нас сохранять все маршруты пригородных поездов. А в этом случае грузовые перевозки этому очень способствуют.

Офигеть! Грузопассажирский состав. Впервые такое вижу.)
Не сразу, кстати, понял, смысл шутки про гравитационный туалет. Дескать, а какой же ещё?)
Ну, я же редко в поездах езжу, ты знаешь.)))

Так это не шутка :) Они так называются -- "туалеты гравитационного типа". А в новых вагонах "вакуумного типа".

  • 1