В поисках золотой середины

Териберка. Ночью днём на краю земли (часть 1)
Церковь Новгорода
schelkunov

Я ехал из Витебска на Cевер через Великие Луки, Питер, Соловки, Хибины и Мурманск. Не обо всём ещё написал, что видел по пути к северному краю земли. Но сейчас хочу рассказать о последнем рывке к берегу Северного Ледовитого океана — дороге в Териберку, и о том, как я провёл там ночь полярного дня.

Село Териберка стало широко известно после выхода нашумевшего фильма Андрея Звягинцева «Левиафан», значительная часть которого была снята в селе. Депрессивный запущенный посёлок стал главной декорацией трагической киноленты, гипертрофированно негативно показывающей российскую провинциальную жизнь. Многие считают фильм русофобским, но я это мнение не разделяю. Это искусство, оно имеет право показывать действительность с преувеличениями.

Я же о Териберке знал и раньше как о доступном месте в Мурманской области на берегу Северного Ледовитого океана, которое не входит в пограничную зону и связано с Мурманском регулярным общественным транспортом.

Териберка расположена на берегу Баренцева моря в 130 километрах, если по дороге, от Мурманска. Из столицы региона туда несколько раз в неделю ходит рейсовый автобус. Но отправляется в Териберку он вечером, а обратно в Мурманск возвращается утром. Получается так, что общественным транспортом в прибрежное село нужно ехать или с ночёвкой в местной гостинице, или просто не спать всю ночь, гуляя по берегу океана. Поскольку на календаре был июнь, а значит полярный день, я выбрал именно второй вариант.

Моя дорога в Териберку началась с автовокзала Мурманска. Надо сказать, автовокзал в этом городе сейчас довольно условный. Это небольшая площадка возле ж/д вокзала, откуда отправляются автобусы, и комната-автокасса в одном из близлежащих жилых домов, где продают билеты. Ранее автовокзал находился на первом этаже соседнего с площадкой дома, но во время моего посещения Мурманска там был ремонт.

Заранее купил билет до Териберки в автокассе, запасся едой на 12 часов, и пришёл на платформу автовокзала. Незадолго до времени отправления (17.40) был подан мягкий автобус средних размеров. Пассажиров кроме меня было немного, человек десять. В назначенное время аккуратно одетый водитель проверил у всех билеты, закрыл двери и пожелав всем по громкой связи приятной поездки, отправился в путь.

17.40 Автобус в Териберку у платформы мурманского автовокзала

Минут через 30 мы добрались до города-спутника Мурманска и его предшественника в этих краях — Колы. Там в автобус сели ещё несколько пассажиров. Затем мы стали подниматься по дороге от берегов Кольского залива выше и выше, вскоре оказавшись над Мурманском и Колой и, наконец, на шоссе в Териберку.

Дорога до Териберки асфальтированная, исключая последние 40 километров. За окном потянулись уже привычные кольские пейзажи — всхолмлённые равнины, поросшие кривыми берёзками и перемежающиеся озёрами и бурными северными речками. Через час после выезда из Мурманска справа от шоссе, немного в стороне, показался небольшой посёлок. Это Североморск-3 — закрытый военный городок у аэродрома на котором базируется морская авиация Северного флота.

18.34 Пейзажи по пути

Автобус сворачивает к посёлку и через пару минут мы подъезжаем к КПП Североморска-3. Там в наш транспорт заходит военнослужащий и все вместе мы едем по закрытой территории до автобусной остановки. На остановке из автобуса вышло несколько человек. Наш сопровождающий при этом следил, что никто лишний, не имеющий пропуска в ЗАТО, из автобуса не сбежал. Через несколько минут двигатель автобуса вновь загудел и мы тронулись, вскоре вернувшись на дорогу в Териберку.

18.47 Североморск-3

Примерно на половине пути до пункта назначения водитель вновь остановил автобус — санитарная остановка. Большая часть пассажиров высыпала наружу. Дамы потянулись к запущенному сортиру, мужики закурили. Мне показалось, что на Севере больше курят, и мужчины, и женщины.

Иногда проезжали небольшие скальные выемки. На одной из скал по-украински было написано «Львiв» и год, который я не успел прочитать.

Пейзаж за окном постепенно менялся. Карликовых деревьев становилось всё меньше, а безлесных пространств всё больше. Через два часа после выезда из Мурманска мы достигли развилки дорог на Териберку и посёлок Туманный. Асфальтированная дорога закончилась, а по её сторонам была уже полностью безлесная земля — тундра. Несмотря на июнь, на склонах некоторых холмов оставались снежники.

19.51 Началась тундра

Через 20 километров после развилки автобус выехал на берег самого крупного пресного водоёма на нашем пути — Верхнетериберского водохранилища. Оно было создано на реке Териберка при строительстве каскада из двух Териберских ГЭС в 1970-80-х годах.

20.13 Снежники у дороги. Столбы наверху — остатки системы снегозащиты.

20.19 Верхнетериберское водохранилище

На часах было около девяти вечера, когда мы подъезжали к Териберке. Окружающий пейзаж вновь изменился — дорогу обступили голые скалистые сопки. Покрытие нашего пути  также опять переменилось — появился свежий асфальт.

Воздух был наполнен дымом — местная жительница из пассажиров автобуса рассказала, что уже вторую неделю поблизости от села горит тундра.

20.34 Сопки в дыму возле Териберки

В 20.50 автобус переехал по мосту реку Териберку и оказался в старой части одноимённого села. Почти сразу остановка, где вышел я и одна из пассажирок, которую встретил муж. Остальные же поехали дальше — в новую, советскую, часть Териберки, носящую имя Лодейное (читается ЛодЭйное).

20.51 Остановка, где я вышел. Таким меня встретило это старинное поморское село.

Небо закрывали облака и было довольно мрачно. Но вдалеке виднелись просветления, которые давали надежду на солнечную погоду. Я отправился по сельской улице на восток. Сразу взгляду открылись заброшенные дома — то, чем «прославилась» Териберка.

20:56

20:57 И тут же кладбище автомобилей

А за ним прекрасный песчаный пляж на берегу Лодейной губы — залива Баренцева моря. И тут начинаешь подтверждаться то, о чём думал до поездки. Что главное в Териберке не разруха, а прекрасная северная природа! На радостях я даже запустил трансляцию в ВК с пляжа, благо мобильный интернет там тоже хороший. Хотя никогда этого раньше не делал.

21.03

21.05 Попугал местных чаек

Потом присел на каком-то бревнышке и минут десять наслаждался видом северного моря.

21.17

Пошёл дальше. Сельская застройка быстро закончилась, старая Териберка довольно компактна, и вдоль пляжа потянулось кладбище. От привычных белорусских или среднерусских кладбищ оно отличается малым количеством каменных памятников. На териберском погосте преобладают деревянные кресты, которые вероятно так просаливаются на влажном морском ветру, что не гниют.

21.32

21.33

21.34 От советского периода остались и металлические обелиски-трапеции. Встречались и деревянные столбики-пирамидки.

Вернулся на дорогу, уходящую из посёлка на восток. Здесь я впервые приблизился к скалистым териберским сопкам.

21.36 Скупая тундровая растительность на склоне сопки смотрится необычно, создавая чудную фактуру

Дорога, ведущая от Териберки на восток, построена в 2010-2012 годах и ведёт к месту, где планировали построить завод по сжижению газа, который собирались добывать на Штокмановском месторождении газа (одном из крупнейших в мире) на шельфе Баренцевого моря. Однако потом разработку месторождения, как и строительство завода СПГ, приостановили из-за недостаточной рентабельности, а дорога длиной 9 километров осталась.  Если бы газовый проект был осуществлён, то в Териберку пошли бы немалые деньги и село, наверняка, выглядело бы уже совсем иначе.

21.38 Дорога к месту строительства завода СПГ проходит через скалы, в которых сделали несколько выемок. Одна из них прямо возле Териберки.

21.41 Здесь на скалах также много надписей, которые оставили туристы. И здесь украинский след.

Пройдя половину выемки, я повернул назад, в сторону села. Небо потихоньку прояснялось и я решил забраться на сопку возле Териберки.

21.57 Поднимался по плохо видимой тропе, попутно разглядывая подножный ковёр из северной флоры.

В десять вечера забрался на плоскую вершину высотой метров 50 от уровня моря, которое было прямо тут, почти у подножия горы.

22.00 Слева Старая Териберка, а в стороне, где солнце пробивается через облака, более молодая часть села — Лодейное. Основную площадь кадра занимает Лодейная губа — часть Териберской губы, которая простирается дальше.

22.03 Вдруг прямо в объектив ударили лучи северного солнца. И почти сразу вновь скрылись под серо-синим покровом облаков.

Териберка известна с 16 века как сезонное поселение рыбаков — становище. Тогда это было лишь несколько изб, что не мешало Териберке быть одним из крупнейших поселений на Мурманском берегу (побережье Баренцева моря). В 1623 году на поселение напали с моря датчане и разграбили его, а в начале 19 века Териберку сожгли англичане. Тем не менее, каждый раз становище восстанавливали рыбаки, а в середине 19 века Териберка стала уже постоянным местом жительства для русских рыбаков. За проживание в суровых краях они даже получали субсидии от правительства. Вскоре в Териберке появились две церкви, маяк, школа, метеостанция. Сюда заходили пароходы из Архангельска и был проведён телеграф.

В советское время село также хорошо развивалось. В 1930-х годах в двух километрах от него появился посёлок Лодейное, ныне часть Териберки. В те времена Териберка стала центром района. Перед войной в посёлке жило около 6000 человек. Во время ВОВ Териберку не раз бомбили вражеские самолёты.

Развитие посёлка прервалось в 1960-х годах, когда райцентр перенесли в Североморск, а добыча рыбы, главная отрасль местной экономики, изменилась. Ловлей рыбы теперь занимались на океанских судах, вдалеке от берега. А улов стало проще и выгоднее привозить в Мурманск.  После распада Советского Союза жизнь в Териберке стала ещё хуже и люди начали массово отсюда выезжать в более удобные для жизни края. Сейчас в селе осталось менее тысячи жителей.

22.08 Старая часть Териберки. Видна заброшенная школа и обновлённый дом культуры

22.08 Левее виден мост через реку Териберку с дорогой в Мурманск (налево) и Лодейное (направо).

Наконец, солнце стало пробиваться через тучи и почти над моей головой. От солнечного света пейзажи вокру преобразились. Суровый северный ландшафт стал выглядеть необычайно выразительно и даже как-то неземно и таинственно. Особой атмосферности добавляло задымление от тундрового пожара. «Земля Санникова» — пришло тогда в голову.

22.11 Вид на сопки к юго-западу от Териберки

22.11 Ближе

22.17 В другую сторону открывался вид на Корабельную губу и полуостров имени гидрографа Деплоранского

22.18 Вид на север — безымянный островок, мыс Деплоранского и Териберский полуостров вдали. А дальше — открытое море!

22.19 Но праздник света длился недолго, а я начал спускаться вниз. По пути заметил оборонительную траншею, вырытую, вероятно, в годы Великой Отечественной.

Спускаться было сложнее, чем подниматься. Я потерял из виду тропинку и иногда приходилось искать подходящий маршрут. Только на середине склона сопки тропа вновь была обнаружена и вскоре я вернулся на «газпромовскую» дорогу.

22.38 Заброшенная средняя школа. Действующая школа осталась только в Лодейном. Я не заходил в заброшенные здания села. А зря.

22.38 Живой частный сектор. Дома особенно ничем не отличаются от таких же в каком-нибудь белорусском селе.

22.41 А тут уже покинутые дома

22.44 Ещё один.

22.45 Новое пожарное депо.

22.48 Это жилище, видимо, было покинуто не так давно

22.48 Лодочные пристани старой Териберки

Около 11 вечера я вышел из старой части села и перешёл по мосту реку Териберку. Над рекой стояла настоящая дымовая завеса — след пожара спускался на поселение.

22.51 Мост через Териберку был построен только в 1980-х годах. До этого здесь была переправа.

22.54 Задымлённая долина реки Териберки. Местный житель куда-то поплыл на ночь, хоть и белую, глядя.

22.56 За мостом типичный «левиафановский» вид. Здесь, немного правее, по сюжету фильма стоял дом главного героя.

Я уже собрался идти по дороге в Лодейное, как в нескольких десятках метров от берега залива увидел какие-то чёрные буйки. Пригляделся — нерпы! Об этих любознательных тюленях не раз мне рассказывала мама, вспоминая жизнь в другом арктическом посёлке — Амдерме.

23.17 Нерп было примерно шесть. Они ныряли под воду, играли друг с другом и смотрели на меня, в то время как я смотрел на них.

Поснимал их на видео (полторы минуты):

Был двенадцатый час ночи. На улице было по прежнему довольно светло и я пошёл сначала в советскую Териберку — Лодейное, а затем на безлюдный берег океана. Там сначала меня ждал холодный дождь со шквалистым ветром, который сменился спокойной погодой ночи полярного дня. Об этом я напишу во второй части рассказа, уже в следующем году. А пока поздравляю всех своих читателей с Наступающим Новым годом! До встречи в 2019-ом!

(Пунктир)

• 1

Почти синхронно: у Кости - про полярную ночь, у тебя - про полярный день :)
снимки с закатом особенно понравились!
С Наступающим! Пусть он будет лучшей версией 2018-го.

Заката не было! :)) Да, только Костя по свежим следам написал.

Спасибо! Интересных путешествий в Новом году!

Спасибо за пост. По Звягинцеву у меня любимые фильмы «изгнание», «елена» и «нелюбовь» (два последних уже охватывают период его социальной критики).

Интересно, на месте дома главного героя и церкви, оказывается ничего нет? То есть, получается, постройки просто добавили компьютером, интересно )

Для себя запомнил момент про советские надгробья в виде трапеции, сейчас уже такого нет, сейчас упор в выразительности памятника.

С наступающим Новым 2019 годом !!

Да, я тоже творчество Звягинцева уважаю.

Дом, насколько понимаю, был. Его же в конце фильма сносят экскаватором, вот и снесли. Я про это ещё упомяну в след. части. Был ли дом построенной декорацией или использовался какой-то существовавший ранее дом я точно не знаю. А руины церкви, если снимали, то не здесь, конечно. Может и спецэффекты.

Спасибо! Выполнения всех планов в будущем году! ;)

Мама родная, какое мрачное место, его даже нерпы не скрасят. И много там туристов?

Ночью было немного :) А вообще хватает. В августе, кстати, в Териберке было 30 градусов и этот пляж был забит отдыхающими. Как на южном курорте. Правда, мало кто купался -- вода прогревается медленно.

Главное здесь это природа всё же, а не разруха.

Популярность Териберки ещё до Левиафана появилась. Он скорее просто придал импульс процессу её повышения. Я помню, Варандей ещё в 2011 году писал, что встречал здесь каких-то туристов, и что отчёты из Териберки уже видел. Причём, насколько я знаю, для местных жителей такая внезапно свалившаяся популярность была очень неожиданной, из-за чего они сначала к туристам довольно настороженно относились, но сейчас это уже проходит.

Да, я же написал, что знал о Териберке до фильма :) Тогда ещё погранзона здесь была, но помню, что читал, что паспорта часто и не проверяют.

Так и хочется сказать, ну вот, на самом интересном месте!
С наступающим! Буду ждать продолжения!))

С Наступившим! Будет-будет :)

Тебе ещё и нерп посчастливилось увидеть. Круто! :)

Да, хорошо ещё, что там белых медведей нет.

У меня глупый вопрос. Нестрашно было гулять с фотоаппаратом в ночи? Хотя Териберка в целом не выглядит черным кварталом в Чикаго, хехе.
Заброшки атмосферные. Вот туда бы я полезла, несмотря на все страхи, но желательно в компании.
Виды на воду фантастические! И на сопки. По-хорошему завидую и давно хочу, но что-то с Россией пока совсем не складывается.
Отдельное спасибо за нерп! :)

В самой Териберке нет. На берегу океана, где не было людей, иногда появлялось ощущение, что кто-то наблюдает за мной :) Но оно, видимо, типично для пустынных мест без людей.
Спасибо! С Новым годом!

С Новым годом!

А я побывал и в основном Североморске. Читал у меня?

Эх, ты все время во всяких закрытых местах бываешь :) Нет, не читал