?

Log in

No account? Create an account

В поисках золотой середины

Previous Entry Share Next Entry
Белорусская часть Бологое-Полоцкой железной дороги
Церковь Новгорода
schelkunov

Недавно я рассказывал о своём путешествии в октябре по исторической Бологое-Полоцкой железной дороге с поездкой пригородным поездом под паровозом. Но незадолго до него я проехал на дизель-поезде по белорусской части этой малодеятельной магистрали, построенной в начале прошлого века.




Однопутная неэлектрифицированная Бологое-Полоцкая линия, как часть более длинной Бологое-Седлецкой ж. д., начинается в Бологое, проходит через Осташков, Великие Луки и Невель, а затем устремляется к своей конечной точке — белорусскому Полоцку. Границу России и Беларуси эта «чугунка» пересекает неподалёку от станции Алёща на белорусской стороне. И если российский участок от Невеля до Алёщи с 2014 года остался безо всякого пассажирского движения, то от Полоцка до Алёщи ежедневно ходит «дизель», а ещё три раза в неделю выполняется и второй рейс.


Этими пригородными поездами я и воспользовался в своей поездке. Утром сентябрьского воскресенья добрался из Витебска до Полоцка также на «дизеле». В Полоцке короткая пересадка и ДДБ1 отправился к Алёще, ехать до которой один час.


Российская часть Бологое-Полоцкой линии, особенно на участке от Бологое до Осташкова, полна сохранившихся зданий и других артефактов времён строительства дороги в 1902-07 годах, и потому считается заповедной. Белорусский же участок таким богатством обделён. Причинами этому послужили и разрушения Великой Отечественной войны, и, возможно, излишне старательная хозяйственная деятельность белорусов без уважения к старине. На последнее намекает российский участок Невель-Алёща, который также познал все «прелести» войны, но там до сих пор стоят заколоченными три видоизменённых, но всё-таки живых, деревянных вокзала начала XX века. На белорусском участке не осталось ни одного.


1а. В вагоне



Через пять минут поезд проезхал вокзальное здание станции «Полоцк парк Громы», но без остановки. Эта станция, ранее называвшаяся Полоцк-2 (или Полоцк-Николаевский, так как Бологое-Полоцкая линия относилась к Николаевской железной дороге), последняя на линии Бологое-Полоцк. В начале 20 века это была станция 3 класса с кирпичным вокзалом и оборотным депо. Сейчас это один из грузовых парков полоцкого узла, а для пассажиров лишь остановочный пункт.


2. Дореволюционный вокзал станции Полоцк-Николаевский не сохранился. На него месте стоит сталинское здание. Фото Евгения Громова (2010 год)



3. Первоначальное здание станции. Источник



В вагоне немало людей, но не следующем о.п. Секеровщина большая их часть вышла. Похоже, здесь дачи полочан.


4. На о.п. Секеровщина



Насыпь на всём протяжении Бологое-Полоцкой была устроена под два пути, но на участке от Бологое до Великих Лук при строительстве дороги был уложен лишь один путь, а часть насыпи под второй путь оставалась резервной. На остальном протяжении линии, от Лук до Полоцка, были уложены два пути. Но сейчас это линия везде однопутная, вероятно, после войны второй путь не был восстановлен.


Через несколько минут «дизель» притормозил на остановочном пункте Поздняково, бывшем разъезде Шалашки. «Вокзал» здесь типовой металлический навес, но сохранилось деревянное здание путевой казармы, построенное одновременно с дорогой. До недавних пор здесь было типовое позднесоветское кирпичное здание вокзала, но потом оно было закрыто, а затем и вовсе вроде бы снесено (не точно).


5.



6. Типовая казарма на о.п. Поздняково



Через пять минут непримечательный о. п. Юровичи, а затем разъезд Полота. Изначально разъезд Полота был станцией и имел типовой деревянный вокзал с башенкой, такой же как в Куженкино возле Бологое. Теперь же здесь отремонтированная, но неинтересная кирпичная коробка.


7. Типичный белорусский пейзаж у о.п Юровичи



8. Вокзал разъезда Полота (фото сделано на обратном пути)



Если первую половину пути по сторонам дороги виднелись, в основном, поля с перелесками, то после Полоты стальной путь ушёл в лес — началась одна из самых лесных зон Белоруссии. Вагон к этому времени почти опустел.


9.



В 9.10 поезд прибыл на станцию Дретунь у большой одноимённой деревни и бывшего крупного военного полигона с таким же названием. Эта станция интереснее, чем другие на белорусской части Бологое-Полоцкой линии. Сейчас на станции стоит сталинский послевоенный вокзал, оригинальный деревянный вокзал с башенкой сгорел в войну.


Станцией Дретунь закончилась пешая часть моего однодневного путешествия и потому удалось осмотреть её подробно.


10. Вокзал ст. Дретунь



11. Дореволюционный вокзал, пылающий в войну



12. Временный вокзал во время немецкой оккупации



13. В зале ожидания пассажиров ждут две печки Утермарка и неработающая с конца 2014 года касса. К слову, на линии Полоцк-Алёща вокзальные кассы не работают нигде, билеты приобретаются у разъездных кассиров.



14. На вокзалах БЧ всё меньше русского языка. Вот и расписание прислали на «мове».



15. Общая вид станции в направлении на Полоцк.



16. Возле вокзала сохранился дореволюционный керосиновый погреб



17. А чуть дальше стоит жилой дом железнодорожников, также построенный в начале XX века.



18.



19. Станция Дретунь, вид в сторону Бологое. Справа в сторону уходит подъездной путь местного лесхоза.



20. За путями виднеется ещё один жилой дом или казарма. Но не типового проекта Бологое-Полоцкой ж. д. Возможно, он построен уже в советское время, скорее всего в 1920-30-е годы.



21. Возле вокзала также небольшой склад послевоенного времени. И круглая дровница топить круглые утермарковские печи на вокзале :)



22. Рядом со станцией братская могила воинов ВОВ



К концу поездки в вагоне кроме меня оставалось 3 человека. Бабушка и двое, мужчина и женщина, как мне показалось, с зэковскими повадками. Последнее неудивительно, в деревне Малое Ситно, что в 5 километрах от станции Алёща, ранее располагалась, так называемая, «химия» — исправительное учреждение открытого типа, где заключённым разрешалось ходить по деревне, а работали они на лесозаготовках. Возможно, что после ликвидации «химии» часть заключённых осела в этой глухой местности.


Ровно через час, в 9.20 утра, поезд прибыл на конечную остановку  — станцию Алёща. Изначально станции здесь не было, был разъезд или блокпост, а станция появилась уже в советское время, в 1920-30-е годы. Возникновение станции, очевидно, связано с лесозаготовками в местных обширных лесах.


Станция Алёща последняя на Белорусской железной дороге на этой линии. В трёх километрах от неё в сторону Невеля проходит российско-белорусская граница и начинается Октябрьская железная дорога. До сентября 2014 года в Алёщу из Великих Лук и Новосокольников Псковской области ходили пригородные поезда, затем отменённые.


Вышел из своего опустевшего выгона на благоустроенную платформу. В других вагонах людей оказалось немного больше. В основном это грибники и ягодники, которые сразу стали расходиться по тропинкам ко входам в лес.


А леса здесь большие.  На северо-запад от Бологое-Полоцкой линии леса доходят до Латвии (это около 90 км), лишь немного разбавленные деревнями, полями и озёрами, которых в этих краях очень много.  К юго-востоку также десятки километров лесов.


23. Конечная, приехали.



24. Скромный позднесоветский вокзал ст. Алёща.



25. Дизель-поезд ДДБ1 под тягой секции тепловоза 2М62У



26. Слева от путей пустырь, на котором не так давно находился склад леспромхоза с козловыми кранами. Теперь лес отсюда не вывозят, хотя станция создавалась, скорее всего, именно для этого.



Алёща находится на 420 километре Бологое-Полоцкой линии. Через три с половиной километра Россия, через 57 — Невель, а до города Бологое целых 420 км.


27. Вид в сторону Невеля и Бологое



28. Три километра до России, но туда я не ходил. Заметно, что насыпь под два пути.



Осмотрев станцию Алёща, я пешком отправился в 20-километровый путь по местным деревням. Об этом расскажу в следующей части.




(Пунктир)


  • 1

Я, читая пост, думал над вопросом, как ты границу преодолевал, но это ты оставил задел под следующий рассказ ))

В 2014 году я обдумывал путь из полоцка в псковщину, тогда впервые на собственной шкуре столкнулся с отменой пригородных дизелей. Оттого отправился автобусом )

Понравился керосиновый погреб с деревянными вокзалами и колоритом приграничной глубинки )

Спасибо за рассказ !


Я её не преодолевал :) Во второй части я деревнями и лесами иду назад к станции Дретунь)

Да, непроезженный участок Бологое-Полоцкой это задел на будущее. От Алёщи надо пешком идти до ст. Новохованск, там до Невеля можно подъехать автобусом. Без ночёвки в палатке не обойтись. И неизвестно как отнесутся с такому перечесению границы пограничники, если они там встретятся.

А проехать по участку Алёща-Невель может уже и не придётся никогда...


Смотрю по карте - это 8 км от самого прозрачного озера Беларуси, если по прямой ) Не добрался туда?

Только сейчас загуглил про него :) Нет, я дошёл только до Малого Ситно, где замок Ситно был. А потом пошёл на запад, в сторону Дретуни.

Похоже, что по всей Российской Империи жилые дома для железнодорожников строились по одному и тому же высочайше утвержденному типовому проекту. Вот такие (в довольно ветхом состоянии) я встретил в городке Оредеж, Ленинградской области, на конечной станции одной из линий, идущих их Санкт-Петербурга. В них до сих пор живут железнодорожники....

1-01 luga.JPG

Да, они все похожи, отличаются только деталями. Похожие строили и после революции, в 20-30 годах. Только они в декоративном плане немного попроще уже были.

Спасибо!!!

Дорогие сердцу места.

А в Дретуни есть ещё достопримечательность: сложенная из булыжника платформа для выгрузки и погрузки военной техники. Возили её на полигон - ещё дореволюционный.

То есть, полигон и до революции уже был? Про платформу не знал, к сожалению. Спасибо!

Крайний Север Беларуси :)

А на станции Громы, вроде, начиналась линия на Псков?

Она и от Громов начиналась, но и соединительная ветка была на западе города, за главным вокзалом.

Жаль вокзал Дретунь, какая красивая башенка была.


Такая же была на 18 других вокзалах 4 класса Бологое-Полоцкой линии. Осталось только два вокзала с башенкой, Куженкино и Баталино. На остальных сохранившихся вокзалах башенки уже нет. Многое утратили за сто лет, увы...

Edited at 2019-01-25 09:48 am (UTC)

Мои любимые Беларусь и Бологое в одном посте :)

Эх, надо было ещё про Питер пару предложений ввернуть))

Надеюсь, Белоруссию ты тоже заметил)

А я в очередной раз завидую железнодорожной романтике... Последний раз каталась на электричке на пятом курсе универа что ли. :)
И в очередной раз спасибо за любопытное! Особенно жаль исторические станции... Жаль, что не умеют у нас заниматься реконструкцией. Или скорее не умеют и не хотят.

Да, конкретно тут уже никто заниматься реконструкцией точно не будет. Не для кого...
А в масштабах страны реконструкция с нуля ещё имеет положительные примеры, а вот с реставрацией чаще всё плохо.


Люблю железку, в детстве по поллета на ней проводил. Паровые экскаваторы... паровозики-тепловозики... депо...

У нас путевых домиков старых пока еще много. Но таки да, много перестраивается.

Паровые экскаваторы -- ух ты! Это когда такое ещё было у нас?

Через границу вообще никакого грузового движения? Накат вроде есть

Накат есть небольшой. Но грузовых я за день не видел и не слышал. По служебному расписанию там регулярное грузовое движение от Полоцка только до станции Дретунь.

Накат, видимо, создают какие-нибудь мотрисы железнодорожников и нерегулярные грузовые перевозки (например, крупногабаритные агрегаты для Белорусской АЭС там везли, насколько знаю).

Во время поездки в Невель я интересовался у местных жителей живущих рядом с линией по поводу движения на участке Невель-1 - Полоцк. По их словам движения практически нет, раз в неделю может проехать ЧМУХа с парой вагонов или путейская дрезина. Собственно накат на линии после Невеля (а точнее его почти отсутствие) и хорошо протоптанная торопинка в междупутье это подтверждали.

Спасибо, примерно так и думал. Вы далеко от Невеля по этой линии пробирались (в сторону Полоцка)?

Edited at 2019-01-25 11:02 am (UTC)

Громы для пассажиров не остановочный пункт, ибо никакой поезд для пассажиров там не останавливается.



Кстати, именно со станции Громы я в 1999 году уехал в грузовом вагоне в Невель.

Да, действительно, не останавливается. Мне почему-то казалось, что на обратном пути мы там остановились.
А Алёща, смотрю, уже разъезд, а не станция.

  • 1