?

Log in

No account? Create an account

В поисках золотой середины

Previous Entry Share Next Entry
Обзор Мурманска
Церковь Новгорода
schelkunov

Мурманск — самый большой город мира за Полярным кругом. В лучшие времена население Мурманска достигало почти полумиллиона (468 тыс.) человек, но с распадом Союза этот показатель быстро покатился вниз. Замедлилось падение в начале нашего века, но, тем не менее, население Мурманска продолжает сокращаться и сейчас составляет 295 тысяч жителей. Однако это по-прежнему самый большой город мирового Заполярья. Ближайший конкурент Мурманска — Норильск, где живёт 178 тысяч. А из нероссийских городов посоревноваться с Мурманском может только норвежский Тромсё с населением 76 тысяч человек. Но оно растёт — в 1989 в норвежском островном городе, который даже севернее Мурманска, жили 50 тысяч.




Я в Мурманск приехал на маршрутке из горнолыжно-карьерного Кировска в Хибинах, пробыл здесь 3,5 дня и две ночи, отсюда на ночь полярного дня съездил в приокеанскую Териберку. И в этом рассказе планирую рассказать о впечатлениях от города и составить некую его характеристику, не претендуя на подробное описание улиц и достопримечательностей города. Отдельно расскажу о своём походе на сопку у мыса Пинагорий, у подножия которой расположена база атомных ледоколов и 35-й судоремонтный завод, где проходит ремонт крупнейший военный корабль России — авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» (сокращённо).


Говоря о расположении в Заполярье, нельзя не вспомнить о таких явлениях как полярный день, ночь которого я наблюдал в Териберке, и полярная ночь, о дне которой недавно рассказывал nord-ursus. Благодаря им в Мурманске очень часто можно наблюдать зарю над горизонтом. Мурманск — город полярной зари.


Мурманск, можно сказать, это «северный Волгоград» (или Волгоград «южный Мурманск»). Эти города не раз у меня ассоциировались друг с другом. Если посмотреть на них на картах, то видно, что оба города узкие и вытянуты с севера на юг вдоль водоёма: Мурманск вдоль узкого и глубоко вдающегося в материк Кольского залива Баренцева моря, а Волгоград вдоль широкой Волги. Оба города героически сражались в Великую Отечественную, из-за чего получили звание «город-герой». В честь событий ВОВ в Волгограде установлена «Родина-мать», а в Мурманске стоит вторая по высоте статуя России — «Алёша». И ещё одна связь, но не совсем честная: Мурманск изначально назывался Романов-на-Мурмане, в честь 300-летнего правления царей династии Романовых. А Волгоград назывался сначала Царицыным. Но не в честь какой-то царицы, а по названию местной реки Царицы, корни которого уходят в тюркские языки и не связаны с правителями. Правда, имя правителя Волгоград всё же успел поносить, Сталинград, и именно под этим именем стал известен в мире.



3. Мурманский «Алёша», главный монумент города, установлен в честь защитников советского Заполярья в годы ВОВ. Скульптура высотой 35,5 метров, к этому прибавьте семиметровый постамент. Конечно, не впечатляет так, как «Родина-мать» в Волгограде.



4.



5. Алёша возвышается над Кольским заливом и городом, стоя на 130-метровой сопке на Зелёном мысе.



5а. Вид на город от "Алёши"



Въехали мы в Мурманск, конечно, с южной стороны, проехали некоторое время по недавно реконструированной объездной, откуда открывается хороший вид на город и залив внизу. Затем по какой-то улице спустились вниз и оказались на длинном Кольском проспекте, переходящем в не менее протяжённый проспект Ленина. А тот пусть не явно, с небольшим смещением, переходит в улицу Челюскинцев, которая продолжается проспектом Героев Североморцев, продолжением которого можно считать или улицу Лобова, или Североморское шоссе, ведущее в Росляково, ныне часть Мурманска. Эти бесконечные переходы одного проспекта в другой тоже напоминают Волгоград. Только там масштабы побольше, почти миллионник всё же.


Если с юга на север Мурманск вытянутый, то ширина городской застройки с запада на восток совсем незначительна. В среднем километра два, но в некоторых местах дома построены лишь на промежутке в несколько сотен метров. Особенно это заметно, если наблюдать Мурманск как бы со стороны и с высоты — с какой-нибудь сопки на берегу Кольского залива, например. При таком наблюдении выясняется и ещё одна интересная особенность застройки города — она террасная. С запада Мурманск зажат берегом залива, далее рельеф постепенно поднимается к востоку до высот в 100-150 метров в пределах городской застройки. По этому склону вдоль залива проложены улицы на разной высоте, образуя террасы. Дома на этих улицах, таким образом, построены также на различной высоте.


6. Вид почти от Алёши на Семёновское озеро — место отдыха горожан и главный храм города — церковь Спаса на водах. В районе Зелёного мыса ширина застройки города совсем мала.



7. Вид с Абрам-мыса на центр города, морской вокзал и атомный ледокол «Ленин». Террасность Мурманска лучше видна именно с противоположного ему берега залива. За верхними домами ещё два-три ряда домов и город заканчивается. Правда, городская черта проходит намного дальше.



Уезжал из Мурманска я поездом. Железная дорога в Мурманске и сам город появились почти одновременно. Осенью 1916 года был основан Романов-на-Мурмане и закончено строительство Мурманской железной дороги. На тот момент Мурманская магистраль была самой северной железной дорогой в мире, а конечная станция Романов-на-Мурмане (или просто «Мурман») на ней самой северной железнодорожной станцией. Железная дорога от Петрозаводска, протяжённостью 1053 км, была построена всего за 20 месяцев.


8. Вокзал и пассажирские платформы станции Мурманск.



9. Вокзал построен в 1954 году, но шпиль со звездой обрёл лишь пятью годами позднее.



10. Вид на центр Мурманска с Зелёного мыса. Грузовая часть станции и локомотивное депо расположены дальше вокзала и обслуживают порт, который правее. Кстати, в наше время железная дорога здесь не заканчивается. Она проходит севернее до закрытого города-военной базы Североморск, где находится станция Ваенга.



Но всё же не железная дорога главная причина появления Мурманска, а порт в незамерзающем Кольском заливе, который был построен в 1915 году. Причиной же строить порт и железную дорогу к нему была Первая мировая война. Противники России в этой войне блокировали её порты на Балтике и Чёрном море. Но военные грузы доставлять надо было, а потому пришлось строить порт на Севере. Старинный русский северный порт Архангельск не годился, так как замерзал зимой.


11. Мурманский морской торговый порт сейчас находится на 4 месте по грузообороту среди всех портов России. А на переднем плане видна тундровая растительность сопки на Зелёном мысе.



Север, море, порт, флот, война — определяющие слова в судьбе Мурманска. Этими темами город буквально пропитан, что заметно по уличной топонимике и множеству памятников. Если убрать традиционные советские названия, присущие большинству городов России и Беларуси, то останутся почти лишь одни улицы в честь моряков и защитников города, немного украшенные северной тематикой — улицей Полярные Зори, Северным проездом и Арктическим переулком.


12. Памятник-маяк морякам, погибшим в мирное время.



13. Рядом — настоящая рубка печально известной подводной лодки «Курск». Теперь тоже памятник…



14. Слепок отпечатка ладони неизвестного моряка, найденного в затонувшей подлодке «Курск».



15. На берегу Кольского залива ждёт своего моряка безымянная жена. Памятник, установленный в 2012, называется «Ждущая», благодаря поэме В. Тимофеева «Сентиментальная вахта», написанной в 70-х:


«Приморский город крепко ждать обучён,

Доверчив он и долготерпелив.

Он верит: встанет изваянье Ждущей,

Встречающей из рейсов корабли!»


Грустная романтика. На постаменте надпись «Умеющим ждать…» Интересно, что скульптура отлита в Смоленске по эскизу смоленских авторов.



16. Памятник Герою Советского Союза Анатолию Бредову, со словами «Русские в плен не сдаются! Получайте, гады!» подорвавшего себя и товарища Никиту Ашуркова гранатой, когда их окружили немцы под Мурманском. Товарищ, кстати, выжил, пролежал раненным 5 суток, пока не нашли свои и прожил до 1995 года. Также удостоился звания Героя.

На заднем плане здание администрации города и области.



17. Но старейшим памятником Мурманска является монумент жертвам интервенции 1918-20 годов. Построен в 1927 году. Под памятником-трибуной захоронение 24 человек, погибших в Йоканьгской тюрьме — концлагере, созданном во время интервенции для «красных».



И ещё одну узкую морскую тему можно выделить в жизни города — ледоколы. В Мурманске находится единственная в мире база атомных ледоколов. На вечной стоянке в мурманском порту пришвартован первый в мире атомный ледокол «Ленин», ныне музей. А к северу от города ожидает своей печальной участи, утилизации, первое в мире надводное судно, достигшее Северного полюса — атомный ледокол «Арктика».


18.



19. Возле краеведческого музея находится якорь «Ермака» — первого в мире ледокола арктического класса. Судно служило с 1898 по 1963 гг.



В архитектурном плане Мурманск не очень богат. Почти вся его застройка послевоенная из-за того, что в Великую Отечественную город вступил почти полностью деревянным городом, а деревянные дома войны не пережили. Украшением города послевоенного периода является проспект Ленина с интересной сталинской застройкой. Проспект выходит на центральную площадь Пять Углов, где построено самое высокое здание Мурманска и мирового Заполярья — 18-этажная гостиница «Арктика». Теперь она, правда, называется «Azimut Отель Мурманск». Но всё же, прежде всего, Мурманск — город серых многоэтажек.


20. Старейшее каменное здание Мурманска построено в 1927 году — здание Транспортного потребительского общества. Сейчас художественный музей.



21. Проспект Ленина



22. Дом на проспекте Ленина



23. Площадь Пять Углов и гостиница «Арктика» (Azimut Отель).



24. На площади Пять Углов



25. В глубине кварталов встречаются и деревянные дома.



26. На улице Саши Ковалёва панельные дома имеют необычный тёмно-серый цвет



27. Советское мозаичное панно над входом в подземный переход на ул. Шмидта



28. Интересно, что это значит…



Город на берегу Кольского залива вполне можно назвать благоустроенным. По центральным улицам гулять комфортно, есть парки, где можно посидеть на лавочке и понаблюдать за тем, как играют дети или ругаются между собой чайки за кусок батона. Да, морские чайки здесь явно преобладают над голубями, жителями более южных городов. Однажды я наблюдал как жирная чайка, размером с крупную курицу, а то и индейку, перевернула клювом мусорку у подъезда, чтобы порыться в ней.


Если в центре Мурманска всё выглядит неплохо, то отдалённые окраины города, такие как Роста или Абрам-мыс, заметно уступают центральным районам в благоустройстве. Там нетрудно увидеть сгоревшие деревянные двухэтажки и сильно обшарпанные стены многоэтажек.


29. Дом в Абрам-мысе



30. В Росте



А вот городской общественный транспорт произвёл хорошее впечатление. В городе работает автобус, троллейбус и маршрутки. До постройки Кольского моста через залив (2005) в районы на западном берегу залива также ходили катера, но затем были отменены. Мурманский троллейбус — самый северный троллейбус в мире и, заодно, самый северный городской электрический транспорт планеты. В парке троллейбусов немало новых современных машин, но большую часть парка пока что составляют ЗиУ-682 КР Иваново, выпущенные в нулевых годах. В городе пять троллейбусных маршрутов, но кроме них есть 4 маршрута для подвозки людей до троллейбусной сети на которых работают автобусы. Троллейбусы ходят часто и, заплатив 28 рублей, можно доехать из центра на самую северную остановку троллейбуса в мире.


31. Забавный на вид ВЗТМ-5284 — волгоградская модификация троллейбуса ЗиУ-9



32.  ЗиУ-682 КР Иваново — костяк мурманского парка, их больше 40.



33. Улица Адмирала Лобова — конечная троллейбуса №4 и самая северная остановка троллейбуса в мире. Троллейбус ВМЗ-5298.01 «Авангард» вологодского производства. Таких в Мурманске больше 20-ти.



На автобусных маршрутах работают, в основном, белорусские МАЗы и продукция Ликинского автобусного завода (ЛиАЗ). Маршрутки почти все новые «Газель Next». Стоимость проезда на маршрутке иногда даже меньше, чем на «большом» общественном транспорте — 25 рублей против 28-ми.


34. Мурманский автовокзал. На пригородных маршрутах, тоже, в основном МАЗы.



35.



36. Остановка на проспекте Ленина



37.



Таким я увидел Мурманск, и этот город мне понравился. Я вообще люблю портовые города. А в другой раз расскажу о «партизанской вылазке» на самый север города.




(Пунктир)

Самобытный город, конечно! Океан, смотровые, сталинский ансамбль в центре, крупный порт, террасная застройка - всем этим Мурманск очень напоминает Владивосток. Вот только с электротранспортом ситуация отличается кардинально :)
Однажды я до Мурманска доберусь! Надо только подгадать отпуск под сезон белых ночей :)


Надеюсь, и я до Владивостока доберусь когда-нибудь. И хочу поездом. Ну а пока приходится сравнивать Мурманск с Волгоградом :)

Хороший город, и хороший рассказ! А в Колу - старейший наш северный город - не заехал? Там совсем рядом, теперь Кола - фактически пригород Мурманска.

Спасибо! В Колу не получилось, только автобус по дороге в Териберку туда заезжал.

По мне, памятник "умеющим ждать" самый сердечный - без пафоса, по человечески трогательный ("героические" памятники тоже должны быть, но у нас они все какие-то в стиле человеко-кубизма).

Город, судя по фотографиям, по своему симпатичный. Интересно - деревья на склонах - родные или посадки?

Согласен насчёт памятника. А "Алёша" совсем не производит такого впечатления как "Родина-мать".

Деревья на склонах, скорее, естественные. Это невысокие берёзы и ольха (видимо).

Хороший город Мурманск. Я всегда рад туда возвращаться.

Мурманск очень красивый город, хотя, жизнь там, как наивно подозреваю, очень непростая.
Как бы хотелось там побывать!

Да, на Севере жить нелегко, наверное. Но сейчас в финансовом плане лучше. Самая жуть была в 90-х, когда сотни тысяч и уехали оттуда.

Катера в Абрам-Мыс, вроде, до 2013 года ходили

Возможно. Честно говоря, не искал эту информацию) Лишь хотел указать, что главной причиной отмены является строительство моста (как я думаю).

Город со своим характером. Террасность и портовое все чрезвычайно привлекательны. :)
Количество самокатов радует. Можно ехать со своим. :))
А места из разряда как фото 29 неизменно интригуют картинками из прошлого в суровом настоящем.

Да, молодёжи довольно много было на самокатах, великах, роликах.

Таких интригующих мест не так много :) Особенно если по дальним окраинам не ходить. А вот обычный косметический ремонт некоторым домам там и в центре бы не помешал. Но по большей части неплохо всё выглядит.

Вроде нормальные улицы, красивый город.

Где небезызвестный гражданин кудрявой наружности нарыл там кучу грязи?

Поговорку про свинью знаете, наверное. На окраинах там можно набрать такого "материала". Но упомянутый гражданин, насколько помню (давно его не читал), делает и положительные посты о городах (один хороший, другой плохой). Или уже не так?


в Мурманске стоит вторая по высоте статуя России

Если без постамента, то может быть. Высота "Алёши" - 42,5 м. Памятник Владимиру Ленину в Волгограде - 57 м. Рабочий и Колхозница - 58 м. Родина-мать - 87 м. Памятник в ознаменование 300-летия российского флота - 98 м. Монумент Покорителям космоса - 107 м (но это не статуя) Монумент Победы - 141,8 м (тоже не статуя)

Да, без постамента. Только сама статуя.

Темно-серые панелевые дома массово встречаются еще много где. На Дальнем Востоке, к примеру.
В Южно-Сахалинске до сих пор много панельных пятиэтажек такого цвета. Правда, дома там все больше перекрашивают в другие, яркие цвета.

А в Мурманске я был в 2012 году. И если бы Вы, уважаемый автор, попали бы туда в то время, то могли бы застать пассажирские Лиазы-677. Один из них, снятый как раз в Мурманске, стоит у меня на аватарке =)

А насчет чаек - в 2012 году, включив в Мурманске местные новости по телевизору, я "попал" на интересный выпуск. Освещалась проблема поедания чайками голубей. Дескать, рыбы в Кольском заливе мало (проблема была с ней какая-то), вот и выживают чайки как могут.



Edited at 2019-02-02 02:22 pm (UTC)

Да, ещё в Кировске тёмно-серые "панельки". Смотрится неплохо, можно сказать стильно :)

Теперь Лиазы-677 немного где остались. Армавир их главный заповедник. Я же застал их в родном Витебске, но это было давно.

Про судьбу голубей печально, конечно. Спасибо за интересную информацию.

Спасибо, очень познавательно и информативно!

Вот я, кроме шуток, поймал себя на мысли, что едва не впервые вижу Мурманск в тёплое время года и солнечным: обычно он или зимой у всех, или как минимум относительно пасмурный, а тут прямо непривычно :)

P.S.: всё никак не могу вместить в себя участь "Арктики", не понимаю, как такое историческое судно можно просто пустить под нож... Может, ещё можно что-то сделать через исторические общества, всякие фонды и там условный Росатом? Это не менее значимый корабль, чем "Ленин", он тоже достоин и тоже нужен будущим поколениям как музей!

Знаете, экскурсоводом на ледоколе "Ленин" у нас был автор книги об этом ледоколе (да и других атомоходах тоже). Вот я у него тогда также поинтересовался судьбой "Арктики". Хотя знал судьбу, но надеялся, что какие-то новости есть. Он также опечален тем, что ожидается.

А вот какие-то участники экскурсии ценности старой "Арктики" совсем не понимают. Они начали высказывать следующие реплики: "Так новая же "Арктика" строится, зачем старая?", "А на "Арктике" тоже такие красивые интерьеры из дерева? Нет? Ну, тогда можно порезать". Это были молодые люди, причём, вроде бы, строители новых атомных ледоколов (судя по их общению между собой). И таких людей, видимо, достаточно и среди тех, кто принимает решения. А защитники старой "Арктики" поднимали шум, но безрезультатно пока.

Спасибо!

Edited at 2019-02-02 04:17 pm (UTC)

2. "Мурманск изначально назывался Романов-на-Мурмане" Примерно полгода. В ноябре 1916 основали город, в феврале 1917 - революция, и в апреле местный Совет объявил о переименовании.
3. "Конечно, не впечатляет так, как «Родина-мать» в Волгограде." По размерам - да. Но если учесть, что Мурманск как порт гораздо больше Волгограда, и первое, что с моря видно - это именно Алеша (который по ночам дополнительно освещается), плюс "постамент" в виде сопки... то тут еще вопрос.
6. "В районе Зелёного мыса ширина застройки города совсем мала." Это только кажется. Поскольку если посмотреть "за" сопку, то там откроется огромная панорама тн промзоны (улица Свердлова). Именно там, кстати, гражданин Варламов и углядел основную грязь. Кстати, вниз от Алеши после такого же "перерыва" вновь начинается застройка - порт, а также частные дома (к югу).
8. "Железная дорога от Петрозаводска". На самом деле от Званки близ Санкт-Петербурга.
9. "Вокзал построен в 1954 году". Здание вокзала, сам же вокзал существует с 1915. До того существовало 2-3 здания (смотря как считать), которые либо сносили ради благоустройства, либо уничтожались пожарами и бомбежками (во время войны).
10. "Но всё же не железная дорога главная причина появления Мурманска, а порт в незамерзающем Кольском заливе, который был построен в 1915 году." Вообще-то они строились одновременно, в комплексе, так что замечание несколько странное.
"Причиной же строить порт и железную дорогу к нему была Первая мировая война." По большому счету, причиной строить порт было желание распилить бабла побольше, с одной стороны, и тщеславие Николая II - с другой. Поскольку уже существовал к тому времени порт Александровск (сейчас - Полярный), и вполне можно было дотянуть железную дорогу к нему. Однако назывался он АЛЕКСАНДРОВСК, а Николай II (вспомним Землю Николая II) очень хотел, чтобы вспоминали его, а челядь хотела срубить бабла побольше... В целом, зачем был основан Мурманск - Романов-на-Мурмане, при существующем Александровске, так и не ясно.
16. "Когда их окружили немцы под Мурманском". Не под Мурманском. Подвиг Бредова произошел во время Петсамо-Киркенесской операции в 1944, довольно далеко от Мурманска. Хотя наступление действительно шло на так называемом Мурманском направлении.
17. "концлагере, созданном во время интервенции для «красных»." Если быть точным - "политическом" филиале концлагеря на о. Мудьюг (близ Архангельска).
18. "Украшением города послевоенного периода является проспект Ленина с интересной сталинской застройкой." Ошибка. Практически все сталинские дома (тн "микояновские дома") здесь были построены до войны. Впрочем, часть домов (они заметны по архитектурным отличиям; это уже не совсем "сталинки") - после.
20. "Старейшее каменное здание Мурманска построено в 1927 году". Ошибка. Первое каменное здание было построено в 1918 году (здание английской комендатуры), оно существует и сейчас, но находится в закрытой зоне.
21, 22. Вот все это довоенные микояновские дома. А рядом (на 21) можно увидеть и дома послевоенной постройки.
28. Продажа сантехники и смесителей - вот что это значит. Ремонт начали, а снять рекламу поленились.
"Город на берегу Кольского залива вполне можно назвать благоустроенным." Ага, если не считать, что это ЕДИНСТВЕННЫЙ В МИРЕ ГОРОД-ПОРТ БЕЗ НАБЕРЕЖНОЙ. А в остальном да, более-менее благоустроенный.
"Отдалённые окраины города, такие как Роста или Абрам-мыс". Бывшие поселки. Абрам-мыс вообще "стал" Мурманском лишь несколько лет назад, после очередного административного переустройства. Роста - бывший рабочий поселок при 35 заводе - намного раньше, где-то после войны.




3. Дело ещё и в выразительности скульптуры. У "Родины-матери" другая энергия, чувствуется порыв и страсть. "Алёша" же -- суровый северный часовой. Не, конечно, характер северян передан верно, но впечатления несколько разные.

8. На момент окончания строительства Мурманской железной дорогой считалась именно дорога от Петрозаводска, и указанная длина в 1053 км (987 верст) и срок строительства относятся именно к ней. Линия Званка-Петрозаводск тогда считалась отдельной Олонецкой железной дорогой. Строить её начали в 1914 году, закончили одновременно с Мурманской, а в 1917 году передали в состав Мурманской.

10. Замечание относится не к срокам строительства, а к тому, что главной причиной возникновения Мурманска является именно порт, а железная дорога построена для его обслуживания.

16. Ну, это относительно. Для вас район Печенги это "не под Мурманском", а для меня, живущего в полутора тысячах километров это совсем недалеко от Мурманска :) Там меньше сотни км.

20. За это замечание отдельное спасибо. Я видел на викимапии, что в военной части в районе рыбного порта обозначен "первый каменный дом Мурманска", но достоверной информации не имел. К тому же, на здании 1927 года висит табличка о том, что старейшее именно оно.

Спасибо за замечания. Некоторые внесу в пост.

А в Колу ездили? Я была там прошлым летом.

Нет, в Коле не был. Только автобус в Териберку туда заезжал.

Спасибо за объективный и человечный отзыв о моем родном городе . Я редко бываю сейчас там . Да понимаю ,что серое все,к сожалению в союзе не принято было строить красивые красочные дома в голландском стиле , но что бы понять очарование тех мест нужно там быть ...фото не могут передать атмосферу моего края..

Спасибо за отзыв! Север очарователен, с этим трудно не согласиться.

Нда....чтобы любить такие города, надо быть оттуда родом. Ну или чтобы с ним были связаны какие-то приятные воспоминания.